Имамиты

Имамиты (РИЭ, 2018)

ИМАМИТЫ (араб, имамийа), иснаа- шариты (араб, исна'ашарийа — «дюжинники») — преобладающее направление умеренного шиизма. Оформилось вокруг признания преемственного права на имамат за 12 потомками пророка Мухаммада через Али ибн Аби Талиба и Фатиму (отсюда оба названия). Кроме самого Али, это Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Али Зайн аль-Абидин, Мухаммад аль-Бакир, Джафар ас-Садик, Муса аль-Казим, Али ар-Рида, Мухаммад ат-Таки аль-Джавад, Али аль-Хади и аль-Хасан ан-Наки (известные как «Двое аль-Аскари»), а также Мухаммад аль-Махди, называемый также аль-Мунтазар («Ожидаемый», родился в 873 году), чье бесследное исчезновение между 874 и 878 годами (он был, вероятно, устранен по приказу Аббасидов) дало начало его почитанию как «скрытого имама»...

Имамиты (Гогоберидзе, 2009)

ИМАМИТЫ — последователи одного из основных течений шиитского ислама, признающие 12 имамов из рода Али (отсюда их другое название — иснаашариты, т.е. дюжинники). Как и все шииты, И. проповедовали, что верховная власть (имамат) принадлежит исключительно роду Али и передается от отца к сыну путем «ясного указания» (насс) предшествующего имама. Первоначально их называли шиитами-турабитами (Абу Тураб — прозвище Али), позже — джафаритами и рафидитами. В конце IX века сторонники наследственного принципа передачи власти в имамате организационно объединились на основе учения о 12 имамах, последнего из которых они провозгласили «скрытым», ожидая его возвращения в качестве махди (мессии). После этого за ними закрепилось название И. К середине X века на основе «наставлений» и высказываний 12 шиитских имамов была сформулирована в общих чертах религиозно-политическая доктрина И., стержнем которой стало учение об имамате. В последующем была разработана и кодифицирована имамитская догматика, составлены основные сборники шиитских преданий...