Имамиты (Гогоберидзе, 2009)

ИМАМИТЫ — последователи одного из основных течений шиитского ислама, признающие 12 имамов из рода Али (отсюда их другое название — иснаашариты, т.е. дюжинники). Как и все шииты, И. проповедовали, что верховная власть (имамат) принадлежит исключительно роду Али и передается от отца к сыну путем «ясного указания» (насс) предшествующего имама. Первоначально их называли шиитами-турабитами (Абу Тураб — прозвище Али), позже — джафаритами и рафидитами. В конце IX века сторонники наследственного принципа передачи власти в имамате организационно объединились на основе учения о 12 имамах, последнего из которых они провозгласили «скрытым», ожидая его возвращения в качестве махди (мессии). После этого за ними закрепилось название И. К середине X века на основе «наставлений» и высказываний 12 шиитских имамов была сформулирована в общих чертах религиозно-политическая доктрина И., стержнем которой стало учение об имамате. В последующем была разработана и кодифицирована имамитская догматика, составлены основные сборники шиитских преданий. Имамитское вероучение сводится к пяти «корням», или «основам» (усуль ад-дин): учение о единобожии; вера в божественную справедливость; признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествующих пророков; вера в потустороннюю жизнь, Судный день и воскрешение; учение об имамате. Первые четыре догмата, в сущности, во многом совпадают с суннитскими представлениями (есть некоторые различия в понимании божественной справедливости). Но имамитская доктрина имамата радикально отличается от суннитской теории халифата. В основе доктрины И. лежит вера в божественную природу имамата, в скрытое существование имама и в его возвращение, с которым И. связывают надежды на раскрытие истинного смысла Корана и на установление на земле идеального порядка, заложенного в божественной справедливости. Имамитские идеологи, опираясь на доктрину имамата, пытаются доказать, что новое «исламское правление» — это путь к реализации божественного установления, к восстановлению справедливости. Религиозная практика И. незначительно отличается от практики суннитов. Среди И. широко распространен культ «мучеников», к которым они причисляют 12 имамов, и в первую очередь Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Паломничество к могилам «мучеников» и «святых» в Неджеф, Кербелу и другие места — важный и обязательный элемент религиозной практики И. В настоящее время И. — самая многочисленная ветвь шиитского ислама. Имамитская ветвь ислама — господствующее вероисповедание в Иране, где И. составляют большинство населения. В Ираке половина населения — И. Имамитские общины имеются в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и в др. странах.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 82-83.

Понятие: