Антропоморфизм

 

Антропоморфизм (Василенко, 1996)

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos и morphe: форма человека) - придание не-людям (например, Богу, ангелам, животным) человеческих признаков и качеств. Обычно считается, что антропоморфность придают образу Бога слаборазвитые несовершенные умы, привыкшие иметь дело с чувственным восприятием и не склонные воспринимать высшие идеи. В таком случае антропоморфные черты Бога следует считать не более чем метафорами. Однако, не унижает Бога речь о Нем как о Личности (Лице), имеющей волю, замысел, план и намерение.

Антропоморфизм (СИЭ, 1961)

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antropos - человек и morpn - форма, вид) - одна из наиболее ранних и распространённых сторон религиозного сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы - человеческого образа и человеческих свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, древнегреческий мыслитель Ксенофан (6 век до н. э.) поставил под сомнение важный религиозный догмат: боги создали мир и человека. Литература: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959.

Антропоморфизм (Новиков, 1989)

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthiopos — человек и morphe - форма) - уподобление человеку явлений природы, а также воображаемых фантастических, сверхъестественных существ (богов, добрых и злых духов, вроде лешего, домового, водяного и т. п.), т. е. перенесение человеком своего облика (формы), свойств и способностей на внешнюю природу и мифические существа.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 12.

Антропоморфизм (Головин, 2001)

АНТРОПОМОРФИЗМ — Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (см.

Антропоморфизм (МВН)

АНТРОПОМОРФИЗМ, приписывание человеческого облика и свойств Богу. Первобытное мышление наделяло природные явления и объекты некой разумной жизненной силой, подобной той, которую человек ощущал в себе самом. Эти воззрения получили название анимизма. Истоки религиозного мироощущения можно усмотреть в первых попытках человека воздействовать на эту одушевленную жизненную силу средствами убеждения или мольбы. Позднее объекты поклонения стали наделяться и человеческим обликом, поэтому большинство религий (особенно в их ранней народной форме) можно охарактеризовать как антропоморфные.

Антропоморфизм (Шапарь)

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С точки зрения материализма, антропоморфическое толкование поведения животных означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества.

Антропоморфизм (Конт-Спонвиль)

АНТРОПОМОРФИЗМ (ANTHROPOMORPHISME). Стремление придать человеческие черты тому, что не является человеком, в частности животным или богам. Именно это и происходит в баснях и в религиях. «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, — пишет Вольтер, — мы сумели ответить ему тем же».

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 42.

Антропоморфизм (Фролов)

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos — человек и morphe — форма) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в антропоморфизме особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение антропоморфизма в религии Фейербах.

Антропоморфизм (Кузнецов)

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ανθρωπος — человек и μορφή — форма) — наделение предметов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку; характерен для мифологического и религиозного сознания, однако и ныне сохраняет свою значимость не только в сфере искусства и народного фольклора, но и в области науки (см. Антропный принцип).