Антропоморфизм (Кузнецов)

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ανθρωπος — человек и μορφή — форма) — наделение предметов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку; характерен для мифологического и религиозного сознания, однако и ныне сохраняет свою значимость не только в сфере искусства и народного фольклора, но и в области науки (см. Антропный принцип).

Научное сознание начиная с периода Нового времени считало необходимым преодолеть антропоморфные представления в описании и объяснении природы. Стандарты научной рациональности начинают основываться на экспериментальных и теоретических процедурах, как казалось, исключающих антропоморфизацию научных теорий. Однако кризис классической науки, наме-тившийся в начале XX в. и вызванный прежде всего преодолением границ человеческого восприятия и понимания, обнаружил прямой А. языка науки («сила», «притяжение — отталкивание», «небесное тело» и пр.), ранее не замечаемый учеными. Если А. оказывается неизживаемым свойством человеческого сознания, то встает вопрос о формах «очеловечивания» внечеловеческого мира. Указанная ситуация кризиса классической науки говорит о возможности трех форм А., проецирующего на природу: а) формы телесной жизни человека; б) формы коллективной и индивидуальной деятельности людей, объективируемые, например, в технике; в) формы выражения многочисленных функций социальных субъектов. Более того, в настоящее время складывается новый тип мышления, для которого соответствие человеческих и внечеловеческих форм достигается путем взаимной конкретизации и дополнения.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 27.