Церковь

Христианская церковь и еретические движения [в Византии]

В идеологической и социально-политической жизни византийского общества большую роль играла христианская церковь, в IV в. ставшая союзницей и опорой государства.

И в сфере церковной организации, и в области церковной догматики уже в этот период намечаются различия между западной и восточной церквами. Восточная церковь постоянно соперничает с западной в борьбе за главенство во всем христианском мире. Константинопольский патриарх старается ни в чем не уступать римскому папе. Однако отличительной чертой организации восточной церкви была исторически сложившаяся большая зависимость церкви в Византии от императорской власти.

   Уже в ранней Византии в основном складывается сложная и разветвленная церковная иерархия. Церкви принадлежали многочисленные земельные владения, обрабатываемые рабами, колонами, мелкими арендаторами...

Образование христианской церкви

Во II веке стремление соединить христианство с философией привело к возникновению многочисленных, так называемых гностических сект. Учения их крайне разнообразны, запутаны и туманны. Большое влияние на них оказали платонизм, неопифагорейство, персидский дуализм, восточная мистика и астрология. Для всех этих сект общим является представление о верховном светлом и совершенном боге, о Логосе и других многочисленных творческих силах божества, о материи как источнике зла и греха, о сотворении материального мира в результате грехопадения одной из божественных сил.

Церковь в средневековой Испании

С VII по XI век испанские церкви отличались видом, наследованным от древних базилик, но их внутреннее пространство было фрагментировано и разделено на части при помощи колонн и внутренних стен. Вестготская литургия по образцу восточных христианских литургий отделяла священников от народа: между нефом и хором находился пресвитерий 1 (presbyterium), а драпировки играли роль иконостаса. Церкви были покрыты росписью с геометрическими и символическими изображениями, а в капителях располагались фигуры.

Церкви Константинополя

ЦЕРКВИ. Одним из важнейших элементов городского пейзажа были купола церквей. Раннехристианские церкви не имели куполов, как, например, церкви Студийского монастыря, созданного в 450-х годах консулом Студитом в квартале Саматия около Золотых Ворот и являвшегося в X веке самым большим монастырем столицы (современное название — Имрахор-Джами). Однако после строительства церкви Святого Полиевкта, возведенной одной из родственниц Феодосия I, Юлией Аницией (524— 527 гг.), купола стали обычными в архитектуре храмов, а при завершении Юстинианом Святой Софии (532—537 гг.) купола становятся практически обязательным элементом конструкции. Ни одно церковное здание не достигло таких исключи-тельных размеров, как храм Св. Софии, который до 1453 г. оставался самой большой христианской церковью...

Церковь (КПС, 1988)

ЦЕРКОВЬ [от греч. kyriake (oikia) - божий дом] - особый тип религиозной организации, объединение верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Главные отличительные признаки церкви: наличие более или менее разработанных основных положений религиозного вероучения и культовых обрядов, иерархический характер, централизация управления; разделение всех принадлежащих к церкви на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих - мирян (прихожан, паству). Члены церкви подчиняются определенной системе норм религиозной морали.

Церковная иерархия

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ — совокупность церковных должностей и чинов снизу доверху в порядке их подчиненности. Со II в. установились следующие названия степеней (санов) священства: нижние саны — кувуклисий (держал во время богослужения жезл архиерея, а также являлся блюстителем кувуклии — раки с мощами), анагност (чтец), иподиакон (младший служитель), диакон (служитель), протодиакон (первый служитель), архидиакон (старший служитель) — таинств не совершают, помогают при совершении богослужений, в крайнем случае (например, при смертельной опасности) могут крестить, как, впрочем, и всякий мирянин; средние саны — иерей (священник), протоиерей (первый священник, он же протопоп), протопресвитер («первый старец», настоятель соборного храма) — совершают все таинства, кроме хиротонии — рукоположения, посредством которого возводят в сан диакона, священника или епископа; высокие саны — викарный епископ, епископ («надзиратель»), архиепископ («старший надзиратель»), митрополит («житель столицы»), патриарх («старший отец») — имеют полную власть в своей епархии. Совершают все таинства, в том числе возводят в сан епископа, но только вдвоем или втроем.

Церковь (НФЭ, 2010)

ЦЕРКОВЬ (греч. …, лат. ecclesia) — термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствую-щую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте истории христианства. Церковь в узком смысле — христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому … — храм Господень). Буквальное значение греч.

Церковь (Грицанов, 1998)

ЦЕРКОВЬ (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" - "corpus mysticum". (В Ц.

Церковь (Конт-Спонвиль, 2012)

ЦЕРКОВЬ (EGLISE). Община верующих, исповедующих одну религию, достигшая достаточно значительных размеров; секта, ставшая слишком многочисленной, чтобы довольствоваться подобным званием. Употребляемый без уточнения, термин почти всегда обозначает одну из христианских церквей, в частности католическую Церковь. Объясняется это тем, что именно христианские церкви сумели создать более прочные, чем другие, учреждения. Что, разумеется, не означает, что они лучше или хуже других. «Иисус возвестил Царствие Божие, — писал Альфред Луази (242), — и явилась Церковь».