Церкви Константинополя

ЦЕРКВИ. Одним из важнейших элементов городского пейзажа были купола церквей. Раннехристианские церкви не имели куполов, как, например, церкви Студийского монастыря, созданного в 450-х годах консулом Студитом в квартале Саматия около Золотых Ворот и являвшегося в X веке самым большим монастырем столицы (современное название — Имрахор-Джами). Однако после строительства церкви Святого Полиевкта, возведенной одной из родственниц Феодосия I, Юлией Аницией (524— 527 гг.), купола стали обычными в архитектуре храмов, а при завершении Юстинианом Святой Софии (532—537 гг.) купола становятся практически обязательным элементом конструкции. Ни одно церковное здание не достигло таких исключи-тельных размеров, как храм Св. Софии, который до 1453 г. оставался самой большой христианской церковью. Собор Святой Софии — 77 метров в длину и 71 метр в ширину — имел гигантский атриум, в настоящее время утраченный, окруженный портиками, 60 метров в ширину и 35 метров в длину. В боковом и внутреннем притворах собора возвышаются кафедры, а главным элементом является гигантский купол — символ небосвода — диаметром 31 метр, вздымающийся над землей на 60 метров. Заставить такую полусферу удержаться на прямоугольной базилике было сложной задачей: для ее решения Юстиниан обратился не к архитекторам, а к двум физикам — Анфимию Тралльскому и Исидору Милетскому. Церковь, построенная за пять лет, была торжественно открыта 27 декабря 537 года; но купол, растрескавшийся в результате землетрясения 6 декабря 557 года, 7 мая 558 года обрушился. Собор был снова торжественно открыт 23 декабря 563 года. С тех пор в нем делались только частичные реставрации.

Невозможно указать общее количество церквей, которые одновременно функционировали в Константинополе. К «общественным», подвластным епископату, таким как Святая София, добавлялись церкви многочисленных монастырей; некоторые из них были доступны и обычным жителям. Большая часть церквей, функционировавших в X веке, была построена в период между IV и VI веками, что, естественно, не означает, будто в последующие века их не восстанавливали или в значительной степени не перестраивали. То же самое можно сказать и о монастырях. Реставратор подчас становился творцом, иногда давая сооружениям свое имя. Монастырь Хора (буквально: «в полях»), построенный самое позднее в начале VI века и использовавшийся как временное жилище для монахов из Палестины и как временная резиденция патриарха Иерусалима, был блистательно реконструирован в начале XIV века Феодором Метохитом, украсившим его мозаиками и добавившим заупокойную часовню, расписанную фресками (Кахрие-Джами).

Церкви, построенные после эпохи Юстиниана, в основном принадлежали монастырям. Эти сооружения создавались по инициативе аристократов, близких к императору, а наиболее значительные — по приказанию самих императоров. Последняя из выдающихся в архитектурном отношении церквей была построена по указанию Иоанна II Комнина и его жены Ирины, скончавшейся еще до освящения церкви. Речь идет о церкви Христа Вседержителя (Пантократора) — мавзолея для династии Комнинов. К церкви относилась большая больница. В уставе больницы от октября 1136 года детально описаны различные специальности и организация медицинских кадров, состоявших из образованных врачей и их помощников, в том числе — женского персонала для помощи женщинам. Чтобы создать огромный больничный комплекс, надо было построить гигантскую террасу. Ее мощные подпорные стены до сих пор видны на бульваре Ататюрка. Сохранился ансамбль из трех церквей, соединенных воедино (Зейрек-Джами): церковь Христа Вседержителя на юге, церковь Пречистой Девы на севере и находящаяся между ними церковь, посвященная Святому Михаилу, в которой должны были покоиться останки Комнинов. Оформление, от которого осталась только часть мозаичного пола (в технике opus sectile и opus alexandrinum)), отличалось невероятным совершенством: купол храма был покрыт снаружи позолоченной мозаикой, сверкавшей на солнце.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 82-85.

Понятие: