Аксиология

Аксиология (Маслин, 2014)

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - теория ценности как особая отрасль философского знания, появилась в России в конце XIX века. Вместе с тем уже в течение предшествующего времени теоретически осмыслялись реально существующие ценностно-оценочные отношения. В XVII-XVIII века это осуществлялось через осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий, его определяющих, - «истина», «добро», «красота», «польза», «священное».

Аксиология (СЗФ.ЭС, 2009)

АКСИОЛОГИЯ, или философия ценностей (также теория ценностей), - философское направление, возникшее в последней трети 19 века в Европе. В период своего расцвета между 1900 и 1930 годами она получила широкое распространение, в т. ч. в англо-американской среде. Аксиология охватывает не только этику ценностей (ценность), составляющую значительную ее часть, но также такие области, как познание, искусство, хозяйство и религия. В вопросе о том, следует ли причислять аксиологию к теоретической или же к практической философии, нет единого мнения. Сторонники первой версии рассматривают ее в качестве чистого теоретико-аналитического учения о ценностях и возможностях их реализации (метанормативная теория ценностей). Сторонники второй версии понимают аксиологию как учение о желаемом благе в границах правильного образа жизни, а также о лежащих в основе этого ценностях (нормативная теория ценностей)...

Аксиология. Постклассический период

АКСИОЛОГИЯ. ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (с 1930-х годов). Теоретическое значение современного этапа аксиологии в сравнении с классическим весьма скромно. Можно ограничиться тремя моментами современного «аксиологического движения»: вызовом, который аксиология вынуждена была принять со стороны некоторых ведущих философов 20 века; отдельными направлениями развития классических моделей фундаментальной аксиологии; популяризацией аксиологии в виде развития «прикладных» аксиологических исследований.

Аксиология. Классический период

АКСИОЛОГИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1890–1920-е гг.). Ценностная проблематика быстро стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Пользуясь некоторыми современными классификациями, классическую аксиологию правомерно рассматривать как единство аксиологии «формальной» – изучающей предельно общие законы, заключенные в ценностных отношениях, и аксиологии «материальной» — изучающей структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей. К этим двум можно было бы добавить и аксиологическую «онтологию» – вопрос о субъективности (объективности) ценностей, исследование их бытийной локализации и их соотношения с существованием, а также «гносеологию» – вопрос о соотношении ценностей и познания. Эти четыре области и составляют в сущности фундаментальную теорию ценностей...

Аксиология. Предклассический период

АКСИОЛОГИЯ. ПРЕДКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (1860–80-е гг.). Своим широким внедрением в философию категория ценности была обязана Р.Г.Лотце. Как и большинство послекантовских философов, он считал «главным органом» ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование – для познания вещей. Без чувств субъекта ценности не существуют, т.к. не могут принадлежать вещам самим по себе, что, однако, не означает, будто ценности лишь субъективны.

Аксиология (НФЭ, 2010)

АКСИОЛОГИЯ (от греч. ἀξία – ценность и λόγος – учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Аксиология в историческом познании

АКСИОЛОГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - ориентация такого познания на выбор существенных фактов прошлого с точки зрения их значимости для современных эстетических, этических, правовых, идеологических, политических ценностей, а также - на ценностную оценку этих фактов (см.: ценностный подход в историческом исследовании). Как особая отрасль философского знания аксиология (учение о ценностях) возникает в начале XX века. Авторами самого термина «аксиология» считаются французский философ П. Лапи и немецкий философ Э. Гартман.

С. П. Рамазанов

Аксиология (Осипов)

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность, logos — слово, понятие, учение) — учение о ценностях. Входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско-социологических концепций неокантиански-веберовской, феноменологически-интеракционистской и позитивистски-сциентистской ориентации. В социологию проблематику ценностей ввел М. Вебер. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определенные нормы поведения людей и их цели.

Аксиология (Грицанов)

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Выделение и конституирование предметной проблематики А. как самостоятельной области философской рефлексии было связано: 1) с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на "актуализированное реальное" и "желаемое и должное", рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления...

Аксиология (Коджаспирова)

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

Страницы

Subscribe to RSS - Аксиология
Яндекс.Метрика