Аксиология (СЗФ.ЭС, 2009)
АКСИОЛОГИЯ, или философия ценностей (также теория ценностей), - философское направление, возникшее в последней трети 19 века в Европе. В период своего расцвета между 1900 и 1930 годами она получила широкое распространение, в т. ч. в англо-американской среде. Аксиология охватывает не только этику ценностей (ценность), составляющую значительную ее часть, но также такие области, как познание, искусство, хозяйство и религия.
В вопросе о том, следует ли причислять аксиологию к теоретической или же к практической философии, нет единого мнения. Сторонники первой версии рассматривают ее в качестве чистого теоретико-аналитического учения о ценностях и возможностях их реализации (метанормативная теория ценностей). Сторонники второй версии понимают аксиологию как учение о желаемом благе в границах правильного образа жизни, а также о лежащих в основе этого ценностях (нормативная теория ценностей). Вслед за кантовским тезисом о примате практического, научное исследование познания отчасти также понимается как практическая ориентация на такие ценности, как истина или объективность.
Понятие ценности употребляется в аксиологии в разных значениях. Его основные систематические значения связаны (1) с благами, которые рассматриваются в качестве чего-то ценного (ценностные объекты), и (2) с ценностями как сущностями или инстанциями, которые позволяют рассматривать те или иные предметы или идеи в качестве наделенных ценностью или смыслом (мера ценности). О ценностном объекте можно сказать: «X обладает некоторой ценностью», о мере ценности - «X есть ценность». Противоположностью ценностного объекта является обесцененный объект, противоположностью меры ценности является негативная ценность (Unwert). Ценное и ценностно-негативное (напр.: истина-ложь, добро-зло или прекрасное-безобразное и т.д.) открывают горизонт ценностной дифференциации. Выпадающие из данного горизонта предметы оказываются либо бессмысленными, либо ценностно индифферентными.
Дифференцирование различных основных положений аксиологии может быть произведено при помощи таких пар понятий, как «бытие-значимость», «реальный-идеальный», «субъективный-объективный» и «интеллектуальный-интуитивный». Оппозиции «бытие-значимость» и «реальное-идеальное» связаны с различными сферами, в которых укореняются соответствующие ценности. Сторонники ценностного реализма помещают их в психофизический чувственный мир, сторонники ценностного идеализма - в сферу идеального или ирреального. Тем самым оказывается затронутым вопрос о бытии ценностей. Ценностный реализм воспринимает ценности лишь как ментальные состояния обладающего сознанием организма и, соответственно, остается в плоскости психофизического монизма. Ценностный идеализм, напротив, постулирует дуализм реального и идеального бытия. Понятийная пара «субъективное-объективное» связана с той значимостью, которая приписывается этим ценностям. Она обосновывает противоположность двух теоретических оснований: ценностно-релятивистского и ценностно-объективистского. Если релятивист указывает на зависимость значения ценностей от условий их возникновения в индивидуальном сознании исторически и культурно обусловленного субъекта, то объективист приписывает ценностям независимое от таких условий универсальное существование или значимость. В свою очередь, различие интеллектуального/интуитивного относится к способу познания ценностей.
Общепризнанным историческим основателем современной аксиологии является Рудольф Герман Лотце, который в ходе проведения им различия сущего и значимого ввел в философию понятие ценности. Р.Г. Лотце пытался найти метафизический смысл как телос мира. Подобные поиски смысла выходят за пределы возможностей естественных наук. Последние, хотя и объясняют причины событий в мире, не могут истолковать их ценность и их смысл. Чтобы провести различие тем, что содержит в себе ценность, и тем, что ценностно индифферентно, необходима некая идеальная перспектива. Данное различие может быть осуществлено посредством эстетического и этического суждений разума, выявляющих «взаимное соответствие сущего и должного» и ведущих к признанию существования абсолютных «образцов» для формообразования жизни, которые обладают внутренней ценностью и поэтому должны быть воплощены. Р.Г. Лотце развивал понятия ценности и идеально значимого в философском сознании, в то же время Фридриху Ницше принадлежала заслуга привлечения внимания широкой публики к аксиологии: это произошло благодаря его работе «Воля к власти» и заявленному ею требованию «переоценки ценностей». Другой предпосылкой возросшего интереса к понятию ценности была та роль, которую это понятие играло в экономической науке 18-19 веков. Развитие современной аксиологии происходит в двух главных направлениях мысли: в рамках формально ориентированной Трансцендентальной философии (от Р.Г. Лотце через южно-немецкое неокантианство и работы Гуго Мюнстерберга вплоть до Ральфа Бартона Перри) и в рамках материально ориентированной феноменологической философии (от Ф. Брентано, через Э. Гуссерля к М. Шелеру и Н. Гартману).
Принято различать материальную и формальную аксиологию. В своем докладе «О происхождении нравственного познания» (1889) Ф. Брентано обращается к вопросу о нравственном обосновании ценностей. Он различает три класса психических феноменов: представления, суждения и эмоции, приписывая последним функцию ценностного познания. В соответствии с этим ценности познаются посредством таких эмоциональных актов, как любовь и ненависть, симпатия и антипатия. Аналогично различию предубеждений и подлинных суждений Ф. Брентано разграничивает акты низшие, инстинктивные, и акты высшей, «правильной», любви. Если познаваемые на первом пути объекты мы лишь «любим и способны любить», то подлинно любимые объекты являются «достойными любви» или «достойными ненависти», благом или злом. Вслед за дескриптивной психологией Ф. Брентано и экономической теорией предельной полезности Алексиус Мейнонг и Христиан фон Эренфельс развивают психологистскую А. Согласно их подходу, ценности можно определить по их фактической «желаемости». X. фон Эренфельс полагал: «Мы желаем вещи не потому, что угадываем в них некую мистическую, непознаваемую сущность «ценности» как таковой, но потому, что приписываем вещам «ценность», желая их». Явно отмежевываясь от такого психологизма, Э. Гуссерль в своих «Лекциях об этике и учении о ценностях» (1908-1914) выдвигает идею создания формального учения о ценностях, аналогичного формальной логике. Однако Э. Гуссерль видел в таком учении лишь пропедевтику к материальной этике ценностных чувств, направленных на ценности как таковые. Материальную этику ценностей, базирующуюся на представлении о существовании неопровержимого, очевидного усмотрения сущности ценностей, в противоположность кантовской этике, развивает М. Шелер в работе «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913-1916). Цель материальной этики ценностей состоит в том, чтобы создать «учение о нравственных ценностях, не зависящее от какого-либо позитивного психологического и исторического опыта». Нравственные ценности, которые М. Шелер понимал как «строго априорные сущностные идеи», должны быть феноменологически, посредством «затемнения» (процедура эпохё) определенных обстоятельств, выделены из «естественной установки». На этом пути М. Шелер разрабатывает типологию видов ценностей, а также основанную на актах предпочтения иерархию ценностей. Второй главной работой по материальной этике ценностей стала книга Н. Гартмана «Этика» (1926). «Ценностной слепоте» совр. человека Н. Гартман противопоставляет необходимость «углубления» ценностного сознания с целью лучшего, ориентированного на добродетель, образа жизни.
Формальная аксиология неокантианства Баденской школы возникла как прямое продолжение философии ценностей Р.Г. Лотце. Здесь, как и у последнего, ценности понимаются как идеальные значимости; человек должен познавать и воплощать их. В своей статье «Философия культуры и трансцендентальный идеализм» В. Виндельбанд интерпретирует философию И. Канта в качестве трансцендентальной философии ценностей и философии культуры, которые должны дать ответ на quaestio iuris «разумного основания великого здания культуры». В основании трех областей - логики, этики и эстетики лежит общезначимая ценность разума. Задачей человека является воплотить эти ценности в согласии с образцом разумного универсального «нормального сознания». Ученик В. Виндельбанда Г. Риккерт в работе «Система философии» (1921) дополняет независимые сферы культуры и ценностей такими областями, как мистика, эротика и религиозная философия. Его философия культуры начинается с понятия автономии, интерпретируемой как «всеобщая форма свободы» или как свободное отношение к основным ценностям различных областей культуры. Определение абсолютных ценностей культуры следует из анализа фактических событий культуры как трансцендентально-философской рефлексии в отношении значимости определенных культурных практик. В результате подобной рефлексии Г. Риккерт, в противоположность В. Виндельбанду, уже не рассматривает ценности как составные части некоего трансцендентного разумного порядка. Дискуссия об этике ценностей не ограничивалась немецкоязычным пространством. Об этом можно судить на основании работы Йоханнеса Эриха Хайде «Общая библиография понятия ценности» (1928-1929), во второй части которой указаны многочисленные публикации на различных языках. В англоязычной среде рассуждения об аксиологии содержатся в работах Дж. Э. Мура, У.Д. Росса и Р.Б. Перри. Дж. Э. Мур и У.Д. Росс с позиций интуиционизма исследуют этическую роль блага как ценности в себе («внутренняя ценность»). Своей работой «Общая теория ценностей» (1926), где понятие ценности связывается с понятием интереса, Р.Б. Перри инициировал дискуссию об А. в Америке.
Аксиология достигла своего зенита в 1920-1930-е гг. С закатом неокантианства и по мере роста популярности фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, в которой понятие ценности уже не играет никакой роли, аксиология теряет свое влияние. Начиная с 1970-х годов в Германии вновь серьезно обсуждается проблематика ценностей. В центре этого обсуждения стоит вопрос: можно ли в условиях совр. плюралистических обществ все еще исходить из неких общеобязательных ценностей? Поиск всеобщего масштаба для ценностей породил в последние десятилетия дебаты о взаимодействии различных культур, об этическом плюрализме и об определении ценностей в различных областях прикладной этики. Тем самым вновь обрело значимость понятие аксиология.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 5-7.
Литература:
Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000; Винделъбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Винделъбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995; Гартман Н. Этика. СПб., 2002; Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М., 1999; Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005; Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994; Husserl Е. Vorlesungen iiber Ethik und Wertlehre 1908-1914 // Husserl E. Gesammelte Werke. Bd. XXVIII. Dordrecht, 1988; Rickert H. System der Philosophie. Erster Teil: Allge- meine Grundlegung der Philosophie. Tubingen, 1921.