Проблема

Проблема (НФЭ, 2010)

ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Жизненный, конструктивный характер содержания проблем отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема была поставлена (например, доказательство неразрешимости построения вечного двигателя было тесно связано с формулировкой закона сохранения энергии)...

Tags: 

Научная проблема

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ (от др.-греч. πρόβλημα - преграда, трудность, задача) - 1) это теоретическое или эмпирическое суждение, отражающее противоречие, несоответствие имеющегося уровня научного знания с потребностями науки или практики; 2)знание о незнании [В. Берков]. Незнание может быть результатом неполноты и недостоверности имеющихся в распоряжении ученых фактов, отсутствия корректных и надежных методов исследования, недостаточного уровня теоретического осмысления. Чаще всего проблема выступает как отражение противоречия между имеющимися фактами и теоретическими построениями, т. е. между эмпирическими представлениями и теоретическими знаниями...

Tags: 

Проблема (Ильичёв, 1983)

ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Жизненный, конструктивный характер содержания проблем отличает их от «псевдопроблем» — вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью.

Tags: 

Проблема (Кондаков, 2007)

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача). Элемент познавательного процесса, представляющий собой задачу, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции. Во многих теориях мышления процесс решения проблем рассматривается в качестве ключевого. Например, в теории О. Зельца мышление трактуется как применение интеллектуальных операций для решения задачи.

Проблема (Конт-Спонвиль, 2012)

ПРОБЛЕМА (PROBLEM). Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее.

Массовая проблема

МАССОВАЯ ПРОБЛЕМА — бесконечный класс (научных) проблем (задач), охарактеризованный (или могущий быть охарактеризованным) при помощи некоторого единого эффективно распознаваемого условия. На фигурирующее в этом пояснении понятие проблемы следует смотреть как на объемно-неопределенное, поскольку любая попытка предопределить, какие проблемы могут когда-либо в будущем представлять интерес для какой-либо области знания, неоправданна.

Глобальные проблемы (Фролов)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: предотвращение мировой термоядерной войны, разоружение и создание условий для развития международных отношений на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; преодоление экономической отсталости, ликвидация на земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты; рациональное и комплексное использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики и стратегии охраны окружающей среды; развитие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений научно-технической революции, проблемы образования, здравоохранения и др. Для своего эффективного разрешения Г. п. требуют концентрации усилий представителей разных областей деятельности, в т. ч. философии, определяющей мировоззренческие и методологические подходы к исследованию Г. п., их гуманистическую оценку…

Глобальные проблемы (Подопригора)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — вышли на первый план в XX в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения (демографический взрыв в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др.

Разрешимости проблема

РАЗРЕШЕНИЯ (разрешимости) ПРОБЛЕМА — одна из основных проблем, встающих в связи с построением формализованных дедуктивных теорий. Ее положительное или отрицательное решение для каждой конкретной формальной теории связано соответственно с существованием или несуществованием некоторого общего метода (или алгоритма), позволяющего конечным числом действий выяснить, является ли произвольная формула рассматриваемой теории доказуемой (истинной) в данной системе. Разрешимости проблема

Психофизическая проблема (Фролов, 1991)

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — вопрос об отношении психического к физическому. Психофизическая проблема приобрела особую остроту после того, как в 17 в. Декарт утверждением о существовании двух субстанций (материи — субстанции протяженной и немыслящей и души — субстанции мыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело Этот разрыв пытались устранить окказионалисты (А. Гейлинкс и Мальбранш) положением о вмешательстве бога в отношения между психическими и физическими явлениями.

Страницы