Легизм (Кузнецов, 2007)

ЛЕГИЗМ (от лат. lex — закон) — принятое в западной науке обозначение древнекитайского философского течения фа цзя («школа закона»). Основу доктрины Л. составляет положение об абсолютной роли в жизни общества унифицированного юридического закона. Основоположниками Л. считаются Гуань Чжун (ум. в 645 г. до н.э.), первый советник правителя царства Ци, и Цзы Чань (род. в 522 г. до н.э.), первый советник правителя царства Чжэн; предполагается, что они первыми воплотили в политическую практику основные элементы легистского учения. Суть Л. выражает формула «фа — шу — ши» («закон — искусство [управления] — власть/ насилие»). Главным создателем концепции управления на основе закона считают Шан Яна (390—338 гг. до н.э.), государственного деятеля и реформатора из царства Цинь, учения об «искусстве [управления]» — Шэнь Бухая (385—337 гг. до н.э.), канцлера царства Хань, концепции «власти/насилия» — Шэнь Дао (395—315 гг. до н.э.), философа из царства Ци.

Шан Ян считал, что правитель является творцом закона и не подлежит наказанию за нарушение законодательных установлений («Шан цзюнь шу» — «Книга правителя области Шан», гл. 5). К числу гибельных для страны поветрий — «паразитов» — он относил конфуцианские ценности: ли ([этико-риту- альную] благопристойность), музыку, своды классических писаний (см. Уцзин), сыновнюю почтительность и братскую любовь (сяо ти), жэнь (гуманность), а также бескорыстие, красноречие и острый ум у подданных. Успешное управление возможно только при опоре на корысть и тщеславие — стремление к «выгоде» (ли). Шан Ян настаивал на максимально строгом наказании за любую провинность, на предоставлении рангов знатности и должностей исключительно за воинскую доблесть. Он считал, что подданные должны заниматься земледелием и военным делом и быть связанными круговой порукой и коллективной ответственностью. Шэнь Бухай видел суть искусства [управления] в контроле за административным аппаратом. Чиновники должны подбираться по способностям, а государь держит в своих руках «рукояти их жизни и смерти». Чтобы «явить Поднебесной [правление на основе] недеяния (увэй)», правителю следует избегать прямой административной активности и лишь контролировать рычаги управления. Шэнь Дао привнес в Л. учение о централизованном правлении при помощи закона, проводимого в жизнь силовой властью («властью/насилием»).

Онтологическим базисом Л. является учение раннего даосизма о дао. Шэнь Бухая, а в ряде источников и Шэнь Дао прямо причисляют к даосской школе Хуан Лао (Хуан- ди и Лао-цзы), которая делала политические выводы из концепции недеяния. Даосские корни Л. наиболее отчетливо проявляются в построениях Хань Фэя (280—233 гг. до н.э.), синтезировавшего учения предшествовавших легистов. Дао — источник и общая закономерность всего сущего — «гибко и мягко следует временам» («Хань Фэй-цзы», гл. 6). В соответствии с этой концепцией подчеркивается изменчивость закона, противопоставленного неизменным этическим нормам конфуцианцев. «Совершенномудрый не нуждается в следовании древности» (гл. 19), а принимает решения в соответствии с текущим состоянием дел. Даосская апология «естественности» и безыскусности трансформирована у легистов в идею всемерного ограничения образования: «В государстве мудрого правителя нет книг ученых» (гл. 49), это ослабляет народ и соответственно усиливает власть правителя.

Идеи Л. легли в основание политики Цинь Ши-хуана (249—210 гг. до н.э.), объединившего древнекитайские царства в первую централизованную империю Цинь (221—207 гг. до н.э.). Небрежение традиционными социальными институтами и культурными традициями, экспансивная военная политика и жестокость правления, перенапряжение экономических ресурсов привели к скорому краху империи после кончины ее основателя. Ее преемницей стала империя Хань (206 г. до н.э. — 220 г.), основой государственной идеологии которой стало реформированное конфуцианство, принявшее в себя элементы Л., прежде всего учение о законе, наградах и наказаниях.

Литература: Переломов Л .С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; История китайской философии: Пер. с кит. / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1989. С. 163-184.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 277.

Понятие: