Киники

Киники

Своеобразный характер носила проповедь последователей учения философов IV в. Антисфена и Диогена — так называемых киников (по имени гимнасия Киносарг в Афинах). В противоположность небольшим общинам стоиков и эпикурейцев они не замыкались в тесном кругу, но шли в толпу, настойчиво пропагандируя свои идеи. На берегу моря, среди брёвен, ящиков и снастей, в пёстрой толпе, сновавшей по улицам порта или на шумной рыночной площади, можно было видеть этих нищих проповедников разумной жизни.

Киники (Адкинс, 2008)

Киниками называлась группа философов, следовавших принципам, изложенным Анти- сфеном и Диогеном Синопским. Антисфен считался основателем философии кинизма. Он был учеником Сократа, однако его взгляды отличались от воззрений прочих учеников этого философа, таких как Платон. Антисфен считал, что счастье основано на добродетели, а добродетель, в свою очередь, представляет собой деятельность и имеет практический смысл, которому можно научиться. Идеальным примером в этом плане Антисфен считал мифическую жизнь Геракла.

Киники (НФЭ, 2010)

КИНИКИ (греч. κυνικοί, от прозвища Диогена κύων – «пес», по другому, менее вероятному объяснению, от Κυνόσαργες – Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. супісі – циники) – одна из т.н. сократических философских школ Древней Греции. Ее основатели и представители (Антисфен из Афин, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.

Киники (Подопригора, 2013)

КИНИКИ [греч. …  лат. cynici— циники]— одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Кинизм выражал идеологию бедных слоев свободных греков в эпоху кризиса античного полиса. Киники разрабатывали в основном этику, соединяя положение Сократа: «Познай самого себя» с рассуждением софистов: «Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу».

Киники (Фролов, 1991)

КИНИКИ — представители древнегреческой философской (сократической) школы (4 в. до н. э.), последователи Антисфена. Наиболее известный представитель — Диоген из Синопа. Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 190.

Киники (Кузнецов, 2007)

КИНИКИ - представители древнегреческой сократической школы (IV в. до н.э.), основателем которой считается Антисфен, развивавший этическую сторону учения Сократа. К. видели смысл жизни в достижении добродетели, духовной свободы, прямой путь к которой полагали в аскетическом образе жизни и мыслей. Наиболее известный представитель кинической традиции Диоген из Синопа прославил себя как представитель практического кинизма. Сведя свои потребности к минимуму, отказываясь от богатства, славы и вообще всех чувственных удовольствий, Диоген воплощал в жизнь требования кинической автаркии, независимости. Прямолинейно применяя антитезу «природа — закон», проповедовал презрение ко всем общественным нормам и условностям. По свидетельству Диогена Лаэртского, Диоген порой доходил до крайностей в своем намеренном эпатирующем бесстыдстве (VI 49,69 и др.). Ему приписывают 21 сочинение, среди которых диалог «Государство» в древности ставили в один ряд с одноименными трудами Платона и Зенона.