Киники (Адкинс, 2008)

Киниками называлась группа философов, следовавших принципам, изложенным Анти- сфеном и Диогеном Синопским. Антисфен считался основателем философии кинизма. Он был учеником Сократа, однако его взгляды отличались от воззрений прочих учеников этого философа, таких как Платон. Антисфен считал, что счастье основано на добродетели, а добродетель, в свою очередь, представляет собой деятельность и имеет практический смысл, которому можно научиться. Идеальным примером в этом плане Антисфен считал мифическую жизнь Геракла. Рассматриваемый философ также полагал, что поскольку счастье происходит только от добродетели, прочие удовольствия не приносят счастья. Кроме того, он считал, что мудрый человек не может поступать немудро, поскольку однажды приобретенное знание о добродетели не может быть утеряно.

Антисфен оказал влияние на Диогена, который стал самым знаменитым представителем его «секты». Диоген отвергал все стандартные взгляды на счастье и вел аскетическую жизнь, отвергая собственность и родственные связи. Он считал, что счастье происходит из самодостаточности, которой можно достичь через внутреннюю дисциплину и через отказ от общепринятого чувства стыда. Очевидно, именно благодаря последнему, его прозвали Кионом (kyon— «собака»). От этого прозвища, собственно, и произошло название «киники» («живущие как собаки»). Согласно другой точке зрения, рассматриваемое название происходит от Киносарга, места за стенами Афин, где Антисфен основал свою школу. Известным киником был также Кратес, ученик Диогена. Киники не разработали стройной философской системы и не создали организованной школы. Общим положением их философии была самодостаточность, рассматривавшаяся как средство достижения удовлетворения жизнью, однако при этом они, конечно, придерживались и многих других точек зрения.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 438.

Понятие: