Интроспекция

П. Пикассо. Артисты.

 

Интроспекция

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. intro - внутри + skoreo — смотрю). Метод исследования психологических процессов, основанный на наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.

Интроспекция (Рапацевич, 2006)

ИНТРОСПЕКЦИЯ - метод самонаблюдения, изучения психики и её процессов путём субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Идейным отцом метода интроспекции является Дж. Локк, хотя его основания содержатся и в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. С его лёгкой руки метод интроспекции некогда был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали два обстоятельства: 1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открывать, репрезентироваться субъекту; 2) закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Тогда сознание людей сравнивалось с замкнутыми сферами, разделёнными непреодолимой пропастью...

Интроспекция экспериментальная

ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — «самонаблюдение экспериментальное», при котором испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Имеет два больших недостатка: 1) крайняя субъективность — поскольку каждый испытуемый описывает собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого; 2) что еще хуже, ощущения одного и того же испытуемого меняются день ото дня.

Интроспекция (Шапарь, 2009)

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения, изучения психики Я, ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (см. также Самонаблюдение). Идейным отцом метода И. считается Дж. Локк, хотя основания его содержатся и в тезисе Декарта о непосредственном движении мыслей. Согласно Локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства, и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к которым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познаются особым внутренним чувством — рефлексией. Итак, даны два важных утверждения: существует возможность раздвоения, «удвоения» психики; душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: а) восприятия, мысли, желания; б) наблюдения, созерцания этих восприятий, мыслей и желаний. Деятельность души первого уровня есть у каждого, деятельность второго уровня требует специальной организации; это специальная чувствительность, без нее знание о душевной жизни невозможно...

Интроспекция (Фролов, 1991)

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. intro — внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. Интроспекция связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. Интроспекции доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах.

Интроспекция (Конт-Спонвиль, 2012)

ИНТРОСПЕКЦИЯ (INTROSPECTION). Самонаблюдение, направленное внутрь себя, своего рода самосозерцание души. Строго говоря, полная интроспекция невозможна (это, как говорил Огюст Конт, все равно что, стоя на балконе, наблюдать за самим собой, шагающим по улице), но вместе с тем она необходима, ибо помогает нам учиться познавать и узнавать себя. Наше «я», как в зеркало, смотрится в сознание — и становится Я. Но оно всегда — лишь отражение, образ, лишенный плоти и подлинной глубины. Гораздо большему способны научить другие учителя — память, диалог и деятельность.