Внимание

Способность сосредоточит внимание бывает очень важна.

 

Внимание произвольное

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью.

Внимание послепроизвольное

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) — возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель).

Внимание непроизвольное

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 92.

Внимание

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.

Внимание (Головин, 1998)

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического.

Внимания физиологические механизмы

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ - направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективное восприятие информации. Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе, включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. Корковая активация выражается на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа-ритма). При этом снижаются пороги восприятия и возрастает скорость протекания нервных процессов.

Внимания устойчивость

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - длительное удержание В. на предмете или какой-либо деятельности. Это свойство В. зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от степени подвижности и изменчивости объекта, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым В. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению В.

Внимания типы

ВНИМАНИЯ ТИПЫ - при характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного В. характерно для волевого, целеустремлённого человека, который ясно осознаёт, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах В. (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются. Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. В. к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект В. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым...

Внимания распределение

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - способность рассредоточить В. на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идёт о В. р. между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются правильно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Внимания развитие

ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ - В. развивается в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебно-воспитательной работы учебного заведения. Успешное воспитание В. зависит от следующих основных условий. 1. Воспитание произвольного (волевого) В. по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У учащихся необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы учащиеся всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремлённо воспитывать у учащихся умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным...

Страницы