Барокко

Архитектура в эпоху барокко

Архитектурные предприятия, затеянные в Неаполе Карлом Бурбоном, имели двоякую цель: благоустройство города и прославление новой династии (см. гл. II, раздел «Топография и население»), С этих двух точек зрения мы и постараемся показать неаполитанскую архитектуру XVIII в., для чего уместно будет провести чисто формальные границы. Творения, служащие к славе Бурбонов, и те, что имели целью модернизацию Неаполя, тесно связаны: первые часто были поводом для прокладки дорог и других градостроительных работ.

Барокко: новые художественные вкусы

В 1734 году, придя к власти, Карл Бурбон затеял крупные проекты для прославления своего царствования и для благоустройства города. Прежде всего мы рассмотрим постройки, имевшие в виду первую цель. Карл решил построить на господствующей над городом высоте дворец Каподимонте. 

В 1735 году он поручил архитектору Джованни Антонио Медрано заняться приобретением земли, где будет возведен дворец. Первый камень был заложен в 1738 году, но работа шла медленно, потому что почва оказалась очень рыхлой. Чтобы возвести массивное прямоугольное здание с тремя внутренними дворами, требовалось заложить прочный фундамент. Большую лестницу, которая  по первоначальному проекту должна была располагаться в центральном дворе, сделали на первом этаже. В 50-е годы, с началом строительства другого королевского дворца (в Казерте), стройка на Каподимонте еще больше замедлилось...

Барокко (Лопухов)

БАРОККО — художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII—XVIII веков, характеризующийся особой сложностью, изящным выстраиванием элементов в гармоничное целое и усиленной выразительностью композиции в зодчестве (Бернини), музыке (Вивальди), живописи (Караваджо, Рубенс), литературе (Кальдерой). Для барокко характерна декоративная пышность, богатая деталировка, орнаментация, особенно в зодчестве, в изготовлении мебели, посуды, в оформлении интерьеров. Этот стиль, как считают многие искусствоведы, был тесно связан с процессом усиления и расцвета абсолютизма в ряде стран Европы.

Нарышкинское барокко

НАРЫШКИНСКОЕ (МОСКОВСКОЕ) БАРОККО - условное, по фамилии заказчиков, направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII в. Светски-нарядные, многоярусные постройки, для убранства которых характерно сочетание красного и белого цветов, применение в убранстве в качестве декоративных украшений раковин, колонн, капителей и др. элементов ордера. Наиболее известные сооружения: церковь Покрова в Филях, трапезная, колокольня, надвратные церкви и украшения-короны на башнях Новодевичьего монастыря в Москве, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Звенигороде, Нижнем Новгороде и др.

Барокко (Орлов)

БАРОККО (от итал. barocco — причудливый, вычурный) — стиль в искусстве, для которого характерны стремление к величию и пышности, текучесть ложных, обычно криволинейных форм, декоративность в убранстве, эмоциональная приподнятость. В Европе преобладал в конце XVI — середине XVIII в., в России — в первой половине — середине XVIII в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 30.

Барокко (Подопригора)

БАРОККО [ит. barocco — вычурный, причудливый] — стиль в европейском искусстве, пришедший в конце XVI в. на смену стилю эпохи Возрождения и развивавшийся до середины XVIII в.; от классицизма отличался декоративной пышностью, вычурностью, контрастами цвета и тени, динамическими, сложными формами; в 1-й половине XVIII в. на основе Б. сложился стиль рококо.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 37.

Барокко (Конт-Спонвиль)

БАРОККО (BAROQUE). Искусство максимализма или стремления к максимализму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным богатством. Всякое искусство чрезмерно (смысл — всегда излишество), и тот факт, что оно существует, сам по себе изумляет, следовательно, искусство вообще — это барокко нашего мира. Также барокко являет собой свод правил для любого вида искусства, и единственным исключением из этого правила служит классицизм.