Иудаистские обряды

Иудаистские обряды и ритуалы представляют собой сложную и подробно разработанную систему, складывавшуюся в течение многих столетий и тщательно кодифицировавшуюся. Весьма условно можно указать ритуалы жизненного цикла.

Обрезание (древнеевр. "брит мила") — древнейший обычай, по традиции восходящий к праотцу евреев Аврааму, совершившему этот обряд над самим собой в знак особого союза с Богом в возрасте 99 лет. Это — операция по удалению крайней плоти у младенцев мужского пола на восьмой день жизни. Мусульмане совершают этот обряд в 13 лет. Сегодня многие американцы и европейцы совершают обрезание по гигиеническим соображениям.

Выкуп первенца — символический выкуп первого мальчика, родившегося у матери. Согласно Святому писанию, первенец посвящался Богу и должен был участвовать в Храмовых церемониях. На 31-й день жизни мальчик мог быть выкуплен за 5 серебряных шекелей. Сегодня выплачивают 5 символических монет.

Бармицва (древнеевр. "сын заповеди") — празднование совершеннолетия мальчиков. Согласно древней традиции, оно наступает в 13 лет. На мальчика возлагаются молитвенные ремни (тфилин) и в субботу (по еврейскому календарю), следующую после дня рождения, он совершает в синагоге восхождение к Торе (см. Праздники иудаизма). Недавно стали отмечать и совершеннолетие девочек (бат-мицва). Для девочек оно наступает в 12 лет.

Свадьба — совершается под большим покрывалом ("хупа"). Невеста обходит жениха по кругу семь раз. Затем пара становится перед раввином, который произносит два благословения. После этого жених надевает кольцо на ука-зательный палец правой руки невесты и произносит фразу на древнееврейском: "Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моше (Моисея) и Израиля". Раввин зачитывает брачный контракт — ктубу. В завершение ритуала перед ногами жениха разбивается бокал. Это толкуется как напоминание, что Храм разрушен и не следует слишком радоваться.

Ктуба — письменный брачный контракт, составляемый на арамейском языке и подробно описывающий обязанности мужа по отношению к жене. Основная формула этого контракта гласит, что муж обязуется обеспечивать жену пищей, одеждой и всем необходимым и жить с ней как муж в соответствии с обычаем. Ктубы нередко выполнялись художниками или каллиграфами. Документ был настолько важен, что в случае его утери супруги не могли жить вместе до тех пор, пока не будет изготовлена копия.

Развод совершается следующим образом: по определенным правилам мужем или его представителем составляется разводное письмо (гет); писец записывает это письмо, дает его мужу, который, в свою очередь, идет к жене и бросает его ей; женщина обходит комнату одна, что должно свидетельствовать о ее новом статусе. Затем раввин сообщает ей, что она может снова выйти замуж через 90 дней. По религиозному закону, женщина, вышедшая вторично замуж без разводного письма, считается прелюбодейкой, а ее дети — незаконнорожденными.

Похороны, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество "Хевра кадиша" ("Святое братство"). Его члены совершают ритуальное омовение тела умершего. Затем тело сразу накрывают покрывалом. На похоронах гроб закрыт. При опускании его в могилу родные и близкие покойного первыми бросают по горсти земли. Родные покойного делают дыру на одежде в области сердца (пережиток древнего обычая раздирания одежды в знак траура). После похорон родные (отец, мать, сын или дочь, сестра или брат, супруг) должны семь дней находиться дома и сидеть на полу или на низких стульях (обряд "Шива"). Затем следуют 30 дней траура, во время которого мужчины не бреются (обряд "Шлошим"). По смерти родителей соблюдается год траура.

Годовщина смерти по еврейскому календарю отмечается специальным ритуалом "Йор-цайт". Накануне вечером зажигается 24-часовая свеча. Утром, вечером и в полдень читают молитву "Кадиш". Четыре раза в год — в день Иом-киппура, в последние дни праздников Суккот, Песах и Шавуот (см Праздники иудаизма) читают поминальную молитву "Изкор".

В. Л. Вихнович

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 148-150.

Понятие: