Этатизм

ЭТАТИЗМ (от фр. etat - государство) - термин, обозначающий активное вмешательство государства в жизнь общества; немарксистское направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 472.

+ + +

ЭТАТИЗМ — одно из направлений политической мысли, рассматривающее государство как наивысший результат и цель существования общества. Этатизм несовместим с идеей становления гражданского общества и правового государства, но как «религия бюрократии» продолжает во многих странах навязываться обществу в различных идеологических формах.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 481.

 

Этатизм (НФЭ, 2010)

ЭТАТИЗМ (от франц. état – государство) – идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Идеи этатизма были свойственны социальным концепциям еще в древности, однако приобрели артикулированный характер с формированием самого понятия государства как безличного социального института, имеющего статус субъекта определенных социальных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В. Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее, чем декартовское «cogito ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отграничив его от государя...

Этатизм (Фролов, 1991)

ЭТАТИЗМ (фр. etat — государство) — концепция современной западной политологии, означающая активное вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, в отличие от концепций, исходивших из невмешательства государства в экономическую жизнь, присущих в основном домонополистическому капитализму. Концепции этатизма распространены также в развивающихся странах. Согласно этим концепциям, только государство может быть двигателем экономического развития, обеспечить модернизацию производства, преодолеть этническую раздробленность, трайбализм (идеологию племен) и сепаратистские тенденции, обеспечить единство нации и укрепить независимость страны.