Человек

 

Человек: конституция

ЧЕЛОВЕК: КОНСТИТУЦИЯ — система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, позволяющая отнести его к одному из ряда определенных типов. Как было показано — прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У. Шелдон, X. Ю. Айзенк) — между телосложением, внешним видом и определенными психическими свойствами личности имеются некие корреляции.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 922.

Человек (ДЭС, 1985, Гирусов)

ЧЕЛОВЕК. Становление человека совершалось в ходе сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов, что отразилось и на понимании сущности человека в разные эпохи. Это понимание формировалось в постоянной борьбе крайностей во взглядах философов, социологов, биологов, медиков, преувеличивавших либо биологическое, либо социальное начало в природе человека. Биологическое составляет неотъемлемую сторону сущности человека, однако то особенное, что характеризует человека как личность, формируется прежде всего социальными факторами, т. е.

Человек (ДЭС, 1985, Хрисанфова)

ЧЕЛОВЕК, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Человек появился на Земле в итоге сложного и длительного процесса историко-эволюционного развития - антропогенеза и биологически тесно связан своими корнями с животным миром. В зоологической систематике вид человека разумного (Homo sapiens) относится к семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia). Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими, в т. ч.

Человек: подход комплексный

ЧЕЛОВЕК: ПОДХОД КОМПЛЕКСНЫЙ (комплексный подход к человеку) — систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах: 1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида; 2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности; 3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности...

Человек: онтогенез

ЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ — специфически человеческий путь онтогенеза — усвоение, или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда обучение и воспитание — это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша животного»). Генеральный путь онтогенеза человека — присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека.

Человек: биотип

ЧЕЛОВЕК: БИОТИП — одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейрогуморальному основанию и основанная на особенности реагирования системы симпатико-адреналовой человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения. Выделяются три вида биотипа человека. 1. А-тип — адреналовый; представители характерны повышенной тревожностью, обостренным чувством ответственности, серьезным отношением к делу. Обычно эти люди не умеют отдыхать, поскольку их постоянно одолевают сомнения и неудовлетворенность.

Человек (Головин, 1998)

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (см. социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение.

Человек способный

ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ (l'homme capable) — понятие, служащее антропологическим введением для философии и политики, для анализа структуры индивидуальной, или личностной, идентичности. Прояснение структуры идентичности достигается в серии ответов на вопросы, которые включают в себя местоимение «кто»: «Кто именно говорит?», «Кто совершил то или иное действие?», «О ком повествует эта история?», «Кто несет ответственность за данный проступок или причиненный ущерб?» Ответы на вопросы, содержащие слово «кто», образуют пирамиду, которую венчает этическая способность субъекта, которому лишь и могут быть приписаны действия, оцениваемые с помощью предикатов «хороший» или «плохой»...

Человек (Маслин, 2014)

ЧЕЛОВЕК - стержневая тема русской философии, предмет перманентного дискурса философов, богословов, психологов, ученых-естествоиспытателей, писателей и др. деятелей культуры. Специфика отечественной философии в том, что, хотя в ней значительное место занимают религиозные воззрения, все же она не теоцентрична, равным образом она и не космоцентрична, хотя и дала ряд оригинальных натурфилософских концепций, а прежде всего аюроиоцентрична, выделяясь социальными и нравственными исканиями.

Человек политический

ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - термин политической антропологии, означающий доминанту сознания и поведения, связанную с политикой, на которую возлагаются надежды в решении наиболее значимых проблем человеческого бытия. Хотя определение человека как существа политического принадлежит Аристотелю, современный смысл этого понятия далеко расходится с представлениями античной классики. У Аристотеля политический человек выступает как синоним общественного человека — существа, реализующего свою естественную сущность жизнью в полисе — городе-государстве.

Страницы

Subscribe to RSS - Человек
Яндекс.Метрика