Человек (Маслин, 2014)
ЧЕЛОВЕК - стержневая тема русской философии, предмет перманентного дискурса философов, богословов, психологов, ученых-естествоиспытателей, писателей и др. деятелей культуры. Специфика отечественной философии в том, что, хотя в ней значительное место занимают религиозные воззрения, все же она не теоцентрична, равным образом она и не космоцентрична, хотя и дала ряд оригинальных натурфилософских концепций, а прежде всего аюроиоцентрична, выделяясь социальными и нравственными исканиями. Многие русские мыслители стремились сочетать теоретико-познавательный подход в решении философских проблеме нравственными аспектами в жизнедеятельности человека.
Поиски предельных оснований бытия в их сочинениях сопрягались с ключевой проблемой - постижением сути человеческого бытия. Что такое человек, каковы его место и предназначение в мире, в чем специфика его природы и смысл существования — эти и др. вопросы особенно широко обсуждались и досконально разрабатывались в истории русской философии XVIII-XX веков. Они свидетельствовали о многообразии мировоззренческих подходов: от религиозно ориентированных до просветительских, натуралистических и материалистических. Религиозно-философские концепции при этом базировались не только на традиционно понимаемом христианстве (и прежде всего православии), но и на неортодоксально трактуемых его положениях — в идеях нового религиозного сознания. Важный вклад в разработку проблем соотношения Бога и человека, добра и зла, теодицеи и антроподицеи, насилия и ненасилия, двойственно-противоречивой природы человека, его свободы и творчества, обоснования путей обретения духовно- нравственных ценностей внесли соч. В. С. Соловьева. С. Н. и Е. Н. Трубецких, Флоренского, Бердяева, Шестова, Н. О. Лосского, Франка, Свеицицкого, И. А. Ильина, Карсавина, Несмелова и других. Исследуя типы антропологических учений в истории европейской мысли, Бердяев выделяет христианскую антропологию (с оттенками в католической, протестантской и православной антропологиях), естественно-научные и социально ориентированные. Он признает, что в научном плане наиболее сильное впечатление производит определение человека как создателя орудий (Homo labor).
Но непонятно, каким же образом природный человек соединяется с разумом и идеальными ценностями, ведь ни разум в нем, ни животное не есть специфически человеческое. Отметив, что ни один из этих типов учений о человеке не может быть признан удовлетворительным и исчерпывающим, Бердяев поставил важный вопрос о необходимости преодоления их односторонности и создания целостной концепции человека. По его словам, в антропологии идеализма, натуралистического эволюционизма, социологизма и психопатологии схвачены отдельные существенные черты человека: «человек есть существо, носящее в себе разум и ценности, есть существо развивающееся, есть существо социальное, и существо больное от конфликта сознания и бессознательного. Но ни одно из этих направлений не схватывает существо человеческой природы, ее целостность». Между тем «человек есть не только существо греховное и искупающее свой грех, не только существо эволюционирующее, не только существо социальное, не только существо больное от конфликта сознания с бессознательным, но человек есть прежде всего существо творческое... в том лишь случае, если он есть существо свободное, обладающее творческой свободой» (О назначении человека. М., 1993 С. 61).
Особое влияние на представления русских философов о природе человека оказали произведения Достоевского и Толстого. В отличие от тех мыслителей, которые возвышали личность человека во имя общественных преобразований, Достоевский делал акцент на решающей роли христианского пути, веры в богочеловека. Если же этот путь отрицается, то человек пытается стать на место Бога, и все оказывается дозволенным, приводит человека к деперсонализации, совершению античеловечных поступков, освобождению от нравственного личного долга.
Пристально вглядываясь в глубины человеческой души, Достоевский подчеркивал, что свобода личности - источник не только добра, но и зла, «подполья человека». К середине XIX века в русской философской мысли под влиянием развития естественных наук и революционных движений в Западной Европе стало формироваться нерелигиозное, научно ориентированное направление в истолковании проблем человека. Стержневой темой все более становилось обоснование различных форм социального активизма, народничества, «русского социализма» (Белинский, Герцен, Чернышевский, Лавров, Михайловский и др.).
Былое натуралистическое истолкование Герценом человека непосредственно из общих законов природы сменилось у него признанием необходимости опоры на социологию, которой предстоит вырвать человека «из анатомического театра и возвратить его истории». В отличие от Герцена, Чернышевский не смог преодолеть натуралистический подход в объяснении «природы человека», которую он, подобно Фейербаху, выводил из природных свойств человеческого организма.
Составные части философской системы Лаврова пронизаны «антропологической точкой зрения», которая исходила из необходимости опоры на отдельную (но не абстрактно отвлеченную) человеческую единицу, т. е. действительную личность человека в качестве синонима всего человечества. Философия личности - это поиск идеала человеческого достоинства всех людей, справедливой деятельности и равноправия. В русском марксизме на рубеже XIX -XX веков (Плеханов, Ленин и другие) проблематика человека рассматривалась с акцентом на социально-исторические, а не индивидуальные аспекты человеческого бытия: роль личности в истории, соотношение личности и общества, диалектика объективного и субъективного факторов. Собственно философские проблемы человека специально не анализировались. Но в ряде работ Ленина (особенно в «Философских тетрадях») содержатся глубокие размышления о проблемах отчуждения человека и путях его преодоления, самореализации человека посредством деятельности и т. д. Он подчеркивал специфическую особенность природы человека — активно- творческое отношение к миру, общественно-практическую деятельность. В советский период исследования философских аспектов человека длительное время (до начала 60-х годов XX века) не проводились. Считалось, что человек должен рассматриваться в плане соотношения личности и общества с акцентом на его «массовидные» формы (как совокупность общественных отношений, элемент производительных сил и т. д.). Исследования же проблем отдельно взятой личности, индивидуальности человека исключались из предмета и задач исторического материализма.
С 60-х годов в советской науке начался «поворот к человеку», обусловленный идеологическим потеплением, осознанием необходимости критики механистических попыток растворить индивида в обществе, а также развитием частнонаучных исследований человека, возникновением новых дисциплин - генетики человека, дифференциальной психофизиологии, аксиологии, эргономики и других.
Важной методологической предпосылкой поворота к проблемам философии человека явились труды психолога С. Л. Рубинштейна, выдвинувшего принцип единства сознания и деятельности, который положил начало деятельностному подходу к человеку. Первую попытку систематизировать много-бразные частнонаучные данные о человеке и создать теорию человекознания на базе психологии предпринял Б. Г. Ананьев. С критикой недостатков всестороннего описания человека на путях комплексного подхода в психологии выступил А. Н. Леонтьев, подчеркнувший необходимость создания целостной теории личности.
Развернулись дискуссии об особой роли в познании человека философии, которая не должна ограничиваться ролью простого истолкователя данных отдельных наук, поскольку она имеет свои задачи, связанные с созданием целостной концепции человека (Б. Т. Григорян, Мысливченко, М. С. Каган, Л. П. Буева, Фролов и др.). В те же годы было опубликовано много работ, посвященных различным аспектам философии человека: проблемам отчуждения, творчества, свободы, субъективности, соотношения биологического и социального, самосознания и бессознательного, смысла жизни и назначения человека. По инициативе Фролова в 1991 году был создан Институт человека РАН.
В ряде работ анализируются представления о человеке в мировой философской и мифологической мысли Запада и Востока (П. С. Гуревич и др.) В результате исследований в последнее время утвердилось определение человека как субъект а общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, как субъекта данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе человек представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Растет интерес к познанию экзистенциальных, гуманитарно-ценностных проблем жизненного мира человека. Философия человека призвана создавать его концептуальный образ, в котором теоретико-познавательный и практико-аксиологический аспекты были бы слит ы воедино. Выдвинутая еще Бердяевым идея преодоления раздробленности в познании человека и создания целостной его концепции продолжает оставаться актуальной и в наши дни. См. также: Философская антропология.
А. Г. Мысливченко
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 759-760.
Литература:
Несмелов В И. Наука о человеке. 2-е изд. Казань, 1907; Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л.. 1991; Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М., 1976; Шкуринов П. С. А Н. Радищев: Философия человека. М„ 1988; Человек в русской философии // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995; История русской философии. М., 2001; Мысливченко А. Г. Человек как особая форма бытия // Философия. М., 2005; Тарасов Б. Н. Человек и история в рус. религиозной философии и классической литературе. М., 2007.