Монополия

Возникновение монополий

Необычайное усложнение производственного процесса, особенно в быстро развивавшейся тяжелой промышленности, и необходимость в связи с этим в весьма значительных капиталовложениях решающим образом способствовали концентрации производства и капитала. В последней четверти XIX века происходит неуклонный рост сравнительно небольшого числа крупных и крупнейших предприятий, в то время как тысячи мелких предприятий поглощаются или начинают играть подчиненную роль. Свободная конкуренция в ряде отраслей постепенно сменяется монополией.

Винная монополия

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ в России - монополия государства на производство спиртных напитков и торговлю ими. Существовала в течение 17 века (наряду с винными откупами) в 1-й половине 18 века. Окончательно утвердилась в конце 19 века. В 1894 году винная монополия была введена по инициативе С. Ю. Витте вначале в 4 губерниях (Пермской, Оренбургской, Уфимской, Самарской), но в последующие годы распространилась на всю страну. Переход к винной монополии был продиктован фискальными целями, а также интересами винокуров-помещиков. С введением винной монополии доходы кабатчиков и откупщиков перешли в руки правительства. В 1913 году стоимость всей потребленной водки составила 200 миллионов рублей, население же уплатило за нее государству 900 миллионов рублей...

Монополия (Аванесян, 2010)

МОНОПОЛИЯ (от греч. Monos — «один» и poleo — «продаю»): 1) исключительное право одного или труппы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами; 2) предприятие (группа предприятий), занимающее доминирующее положение на отраслевом, национальном или мировом рынке. Монополии являются крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, концерны, консорциумы и т. д.), находящиеся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующие производство и сбыт продукции.

Натуральная монополия

НАТУРАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, действия которой приводят к минимизации долгосрочных средних отраслевых издержек производства товара, что позволяет установить полный контроль над ценой товара на рынке. При подобной ситуации появление конкурентов, их внедрение на рынок данного товара приводят к снижению эффективности продаж, так как у конкурентов более высоки издержки.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 302.

Монополия (Лопухов)

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на что-либо, например на производство, продажу, промыслы, использование каких-либо материальных и духовных ценностей. Это исключительное право может принадлежать одному лицу, группе лиц, организации, компании или государству (государственная монополия). Монополией также называется крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат и т. п.), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта каких-либо товаров и услуг, что позволяет ему установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной сверхприбыли. Появление монополий в ряде индустриальных стран в конце XIX в. было обусловлено резким повышением капитале- и техноемкости производства в ведущих отраслях экономики при нехватке капитала у отдельных частных предприятий, усилением конкуренции, борьбы за рынки сбыта, в том числе и за границей, усложнением социально-политической ситуации, развитием мирового рынка...

Монопольная цена

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена обычно является следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 287.

Монополия

МОНОПОЛИЯ (греч. monos — один и poled — продаю) — 1) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, корпорации, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия), естественную, без которой нельзя достичь эффективного использования ресурсов...

Монополизм (Райзберг)

МОНОПОЛИЗМ — 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вы-теснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; 2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 286.

Естественная монополия

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - 1) официально признанная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. В интересах государства желательно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали.

Монополия (КПС, 1988)

МОНОПОЛИЯ (от греч. monos один и poleo - продаю) - 1) исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо, например, на землю, производство чего-либо, торговлю определенными товарами, на внешнюю торговлю (см. Государственная монополия внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности); 2) капиталистические монополии (картели, синдикаты, тресты, концерны) - крупнейшие компании, союзы, соглашения или объединения капиталистов, возникающие на основе высокого уровня концентрации производства и капитала. Утверждение господства монополий - первый признак империализма. Монополия образуются во всех отраслях капиталистической экономики (в промышленности, торговле, на транспорте, в банковском деле) монополии воздействуют на все стороны общественной жизни. Сосредоточивая в своих руках значительную часть производства и сбыта продукции одной или нескольких отраслей, финансирование промышленности и торговли, монополии устанавливают монопольные цены...

Страницы

Subscribe to RSS - Монополия
Яндекс.Метрика