Монополия

Зарождение монополий [в Германии]

С самого начала своего существования Германская империя столкнулась с чрезвычайными трудностями в борьбе за рынки. Орудием германского капитала в этой борьбе были, с одной стороны, максимальное снижение издержек производства (оно достигалось внедрением новой техники, усилением эксплуатации рабочего класса и т. п.), а с другой стороны — демпинг (сбыт товаров за рубежом по бросовым ценам). Свои потери на экспорте немецкие капиталисты стремились возместить путем повышения цен на те же товары внутри страны.

Возникновение монополий

Необычайное усложнение производственного процесса, особенно в быстро развивавшейся тяжелой промышленности, и необходимость в связи с этим в весьма значительных капиталовложениях решающим образом способствовали концентрации производства и капитала. В последней четверти XIX века происходит неуклонный рост сравнительно небольшого числа крупных и крупнейших предприятий, в то время как тысячи мелких предприятий поглощаются или начинают играть подчиненную роль. Свободная конкуренция в ряде отраслей постепенно сменяется монополией.

Винная монополия

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ в России - монополия государства на производство спиртных напитков и торговлю ими. Существовала в течение 17 века (наряду с винными откупами) в 1-й половине 18 века. Окончательно утвердилась в конце 19 века. В 1894 году винная монополия была введена по инициативе С. Ю. Витте вначале в 4 губерниях (Пермской, Оренбургской, Уфимской, Самарской), но в последующие годы распространилась на всю страну. Переход к винной монополии был продиктован фискальными целями, а также интересами винокуров-помещиков. С введением винной монополии доходы кабатчиков и откупщиков перешли в руки правительства. В 1913 году стоимость всей потребленной водки составила 200 миллионов рублей, население же уплатило за нее государству 900 миллионов рублей...

Монополия (Аванесян, 2010)

МОНОПОЛИЯ (от греч. Monos — «один» и poleo — «продаю»): 1) исключительное право одного или труппы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами; 2) предприятие (группа предприятий), занимающее доминирующее положение на отраслевом, национальном или мировом рынке. Монополии являются крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, концерны, консорциумы и т. д.), находящиеся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующие производство и сбыт продукции.

Натуральная монополия

НАТУРАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, действия которой приводят к минимизации долгосрочных средних отраслевых издержек производства товара, что позволяет установить полный контроль над ценой товара на рынке. При подобной ситуации появление конкурентов, их внедрение на рынок данного товара приводят к снижению эффективности продаж, так как у конкурентов более высоки издержки.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 302.

Монополия (Лопухов)

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на что-либо, например на производство, продажу, промыслы, использование каких-либо материальных и духовных ценностей. Это исключительное право может принадлежать одному лицу, группе лиц, организации, компании или государству (государственная монополия). Монополией также называется крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат и т. п.), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта каких-либо товаров и услуг, что позволяет ему установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной сверхприбыли. Появление монополий в ряде индустриальных стран в конце XIX в. было обусловлено резким повышением капитале- и техноемкости производства в ведущих отраслях экономики при нехватке капитала у отдельных частных предприятий, усилением конкуренции, борьбы за рынки сбыта, в том числе и за границей, усложнением социально-политической ситуации, развитием мирового рынка...

Монопольная цена

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена обычно является следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 287.

Монополия (Райзберг, 2012)

МОНОПОЛИЯ (греч. monos — один и poled — продаю) — 1) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, корпорации, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия), естественную, без которой нельзя достичь эффективного использования ресурсов...

Монополизм (Райзберг)

МОНОПОЛИЗМ — 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вы-теснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; 2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 286.

Естественная монополия

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - 1) официально признанная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. В интересах государства желательно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали.

Страницы

Subscribe to RSS - Монополия
Яндекс.Метрика