Монополия (Лопухов)

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на что-либо, например на производство, продажу, промыслы, использование каких-либо материальных и духовных ценностей. Это исключительное право может принадлежать одному лицу, группе лиц, организации, компании или государству (государственная монополия). Монополией также называется крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат и т. п.), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта каких-либо товаров и услуг, что позволяет ему установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной сверхприбыли. Появление монополий в ряде индустриальных стран в конце XIX в. было обусловлено резким повышением капитале- и техноемкости производства в ведущих отраслях экономики при нехватке капитала у отдельных частных предприятий, усилением конкуренции, борьбы за рынки сбыта, в том числе и за границей, усложнением социально-политической ситуации, развитием мирового рынка. Плавная цель монополии — получение монопольной сверхприбыли за счет установления высоких цен при минимальных затратах на модернизацию производства, что равносильно сдерживанию развития производительных сил общества. Именно поэтому многие государства вынуждены были ввести антимонопольную юридическую и административную практику, целое антимонопольное законодательство. Основанием для антимонопольного судебного преследования обычно является искусственное завышение цен.

В настоящее время различают случайные монополии, которые возникают в результате превышения спроса над предложением, искусственные монополии, возникающие вследствие вмешательства государства или других структур, и естественные монополии, существование которых разрешено законом. В основе деятельности естественной монополии лежит экономия на масштабах производства (например, монополии, основанной на владении уникальными природными ресурсами). Естественные монополии возникают вследствие общественных потребностей развития производительных сил (нефтяные и газовые предприятия, предприятия водоснабжения, железнодорожный транспорт, линии связи и т. д.). Существуют также закрытые и открытые монополии. Закрытая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентом, авторскими правами. Открытая, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

В посттоталитарной России также функционируют мощные монополистические структуры. Одни имеют глубокие «советские» корни, другие созданы на криминальной и полукриминальной основе. И те и другие стремятся овладеть ключевыми позициями в газо-, нефте-, металлодобывающих, металлургических, машиностроительных отраслях, финансовой сфере, стремятся осуществлять контроль за средствами массовой информации, влиять на систему образования и культуру. В этом смысле небезосновательны опасения относительно формирования в России не рыночного, а олигархического капитализма.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 226-228.

Понятие:

Яндекс.Метрика