Индология

Индология в СССР

В советский период индологические исследования приобрели практический политический характер. Они концентрировались на темах колониальной эксплуатации, народных, рабочего, крестьянского и антиколониального движений. Началось изучение социально-экономического строя Индии на всех этапах ее истории, современного политического и экономического развития. Значительный импульс развитию индологии в СССР придало возвращение в 1957 году Ю. Н. Рериха (1902-1960).

Индология в России

В 1726 году, через год после основания Петербургской академии наук в Россию в числе ее первых членов был приглашен Г. 3. Байер (1694-1738). Он занимался изучением восточных языков (китайского, монгольского, калмыцкого, маньчжурского, тибетского). Под руководством приехавшего в Россию индийца Сонбхары он одним из первых начал изучение санскрита. В 1732 и 1735 годы Байер опубликовал две работы по литературе и грамматике «браминского» языка, т. е. санскрита. Публикации Байера вышли на латыни, а первое индологическое сочинение анонимного автора на русском языке увидело свет в 1759 году.

Индология в Британии

Британскую индологию XIX века отличали два подхода: европоцентристский, резко критический в отношении индийцев, их культуры и отрицавший ценности их истории (Дж. Милль), и уважительный, нередко апологетический (М. Элфинстоун, Дж. Тод). Наибольшее число трудов по истории Индии было посвящено истории завоевания этой страны и колониальной политике. Внимание исследователей привлекал также могольский период индийской истории, интерес к которому объяснялся стремлением изучить и использовать в британских интересах применявшиеся тогда методы управления Индией.

Индология (РИЭ, 2018)

ИНДОЛОГИЯ — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению народов Индостана и ряда сопредельных стран, находящихся в сфере влияния индийской культуры (Непал, Бутан, Шри-Ланка), их языков, культур, истории, религии, литературы, искусства, а также политики и экономики современной Республики Индия; часть востоковедения. Изучение истории Тибета, тибетского языка, составляет предмет тибетологии, однако во многих отношениях также развивается в русле индологии.