Индология в России
В 1726 году, через год после основания Петербургской академии наук в Россию в числе ее первых членов был приглашен Г. 3. Байер (1694-1738). Он занимался изучением восточных языков (китайского, монгольского, калмыцкого, маньчжурского, тибетского). Под руководством приехавшего в Россию индийца Сонбхары он одним из первых начал изучение санскрита. В 1732 и 1735 годы Байер опубликовал две работы по литературе и грамматике «браминского» языка, т. е. санскрита. Публикации Байера вышли на латыни, а первое индологическое сочинение анонимного автора на русском языке увидело свет в 1759 году. Основоположником индологических исследований в России считается Г. С. Лебедев (1749-1817). В 1785 году он приехал в Индию, изучил в Мадрасе тамильский язык, но «к распознанию брагменских наук определиться не смог», т. е. не нашел учителя по санскриту. В 1798 году Г. С. Лебедев перебрался в Калькутту, где изучил бенгальский, разговорный язык хиндустани и санскрит. В 1801 гдоу он выпустил в Лондоне грамматику хиндустани — первую отечественную индологическую работу. Интерес к Индии в России в то время во многом подогревался желанием императора Павла I захватить Индию и тем самым ослабить Англию. В 1805 году Лебедев напечатал «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брагменов, священных обрядов и их народных обычаев, Всеавгустейшему монарху посвященное», опередившее I на три года первую санскритскую грамматику Ч. Вилкинса, вышедшую в Европе в 1808 году. Г. С. Лебедев писал о родстве санскрита и других языков: «Национальный Шомскритский язык, не довольно со многими азиатскими, но и с европейскими языками имеет весьма ощутительное в правилах сближение».
В ноябре 1818 года в структуре Петербургской академии наук был создан Азиатский музей. Хотя лишь в 1916 году его директором стал индолог (С. Ф. Ольденбург), с самого начала Азиатский музей играл важную роль в становлении научной индологии в России как главное место хранения и исследования памятников индийской и буддийской культур: книг, рукописей, предметов материальной культуры. Азиатский музей, занимавший первоначально (до 1861 года) отдельное помещение в здании Кунстмакеры, «был открыт всем желающим для научных занятий без всяких формальностей». Первоначально «индийский фонд» пополнялся в основном монгольскими и тибетскими буддийскими рукописями. Однако уже в 1833 году P. X. Ленц выпустил каталог индийских рукописей, хранившихся в Азиатском музее (коллекция Стюарта, приобретенная в Лондоне в 1832 году: Bericht iiber eine in Asiatischen Museum der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg deponierte Sammlung Sanskrit. Manuscripte. St. Petersburg, 1833. Abge- druckt aus der St.-Petersburgischen Zeitung, 1833. Nr. 219-223).
Дальнейшему развитию индологии способствовало приобретение в 1833 году по приказу министра просвещения С. С. Уварова для библиотеки Казанского университета составленного Г. Вильсоном в 1819 году первого санскритско-английского словаря. В XIX — начале XX века основным направлением российской индологии стала санскритология (P. X. Ленц, О. Бётлинг, П. Я. Петров, К. А. Коссович); в университетах России начал преподаваться санскрит. Во 2-й половине XIX века работы И. П. Минаева заложили основы российской буддологии. Из буддологической школы Минаева вышли С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской.
Л.Б. Алаев, М.Д. Бухарин.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 82.