Языковые игры (Кузнецов, 2007)
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ - одно из главных понятий позднего этапа эволюции философских взглядов Л. Витгенштейна (30-40-е гг. XX в.). Служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и конвенциям, нарушение которых может приводить к выходу за пределы конкретной «игры». В текстах Витгенштейна встречаются три основных понимания Я.и., дополняющие друг друга. Во-первых, это исходные лингвистические системы, с которых начинается обучение языку путем включения обучаемого в определенные виды практической деятельности. Во-вторых, «игры» рассматриваются как упрощенные, идеализированные модели употребления слов, последовательное усложнение которых демонстрирует динамику и многофункциональность языка. И наконец, социокультурный аспект «игр» отражен в понятии формы жизни. У Я.и., по Витгенштейну, не может быть общего им всем признака; их следует классифицировать по принципу семейного подобия, т.е. описывая цепочки взаимосвязанных или пересекающихся по отдельным совмещающимся признакам «игр». Пристальное внимание к «естественным» контекстам употребления слов должно, согласно Витгенштейну, способствовать «терапии» философских заблуждений, вызванных смешением правил различных «игр». После Витгенштейна понятие Я.и. получило широкое распространение в западной философии и культуре.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 720-721.