Ли–ши

ЛИ–ШИ (кит., принцип – дела, сущность – явления) – категории китайской буддийской философии, разрабатываемые в основном Хуаянь школой и Чань школой. В данном контексте термином «ли» обозначается некая единая непроявленная основа всех вещей и явлений, а термин «ши» служит обозначением этих последних как феноменов чувственно воспринимаемого мира во всем их видимом многообразии. В этом смысле в учении школы Хуаянь «ли» и «ши» как понятия образуют оппозиционную пару, что, впрочем, всячески подчеркивает их взаимозависимость. Основные положения учения о ли – ши сводятся к следующим тезисам: 1) ли относится к сфере ноуменального, сущностного, тогда как ши – к сфере феноменального, миру явлений. В силу этого ши не может существовать без ли, подобно тому как «золотой лев» не может существовать, если не существует «золота»; 2) хотя ли представляет собой нераздельное единство, а ши – бесконечное разнообразие отдельных феноменов, во всех этих последних ли всегда присутствует во всей свой полноте. Так, «золото» обретает феноменальное существование во множестве «золотых львов», не утрачивая своей единой сущностной «золотости», и в каждой мельчайшей шерстинке каждого «золотого льва» содержится вся полнота этой «золотости»; 3) реально существует только ли, ши – иллюзорны. Изображения «золотых львов» создаются из золота, но сами по себе они – лишь «пустая» (измышленная) форма, тогда как золото, из которого изготавливаются эти «львы», – реально вне зависимости от воображения изготовителя; 4) ли и ши взаимодополнительны и не отменяют друг друга, т.к. ли служит онтологическим основанием для всех ши, без которого они не могли бы «существовать», а ши – проявлениями ли в феноменальном мире, без которых затруднительно суждение о реальности ли-принципа. Напр., в паре «золото» (ли) и «золотой лев» (ши) первое – реально, второй – иллюзия, но «золотость» не препятствует восприятию «льва» как иллюзии, равно как и иллюзорность изображения льва не препятствует восприятию золота, из которого оно изготовлено, как реального. Последователи школы Хуаянь настаивали на том, что в учении о ли – ши содержатся основные положения буддийского миросозерцания в целом.

Г.А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 404.

Понятие: