Эпикуреизм (Кузнецов, 2007)

ЭПИКУРЕИЗМ — этическая теория, получившая название по имени ее основателя древнегреческого философа Эпикура. Высшим благом Эпикур считал состояние блаженства, спокойствия духа. Стремление к наслаждению, с его точки зрения, присуще любому живому существу. Но наслаждения должны быть такими, чтобы они не приносили последующих страданий. С другой стороны, Эпикур не признает ценности удовольствий процесса, например, поглощения пищи, а признает только ценность состояния, наступающего в результате удовлетворения чувства голода. Удовольствия разделяются им на три класса: а) естественные и необходимые (элементарные телесные потребности); б) естественные, но не необходимые (изысканные яства); в) неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы). Приемлемой является только первая группа.

Решение относительно предпочтений тех или иных удовольствий принимает разум. Основной добродетелью у Эпикура является благоразумие. От благоразумия произошли все остальные добродетели. Оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. Ограничение желаний необходимо, чтобы избежать привязанности к ним и не страдать в том случае, если достижение их невозможно.

Фактически для Эпикура целью оказывается не чувственное удовольствие, а достижение того же, что и у скептиков и стоиков — спокойствия духа, ощущения субъективной независимости от мира. Эпикур первым сказал, что человек может быть счастлив даже на дыбе.

Важнейшей задачей философии является, с точки зрения Эпикура, избавление человека от страхов. Он выделяет три вида страхов: перед смертью, перед богами и перед природной необходимостью. Страх перед смертью преодолевается рассуждением: когда я что-то ощущаю, смерти еще нет, а когда смерть есть, я уже ничего не ощущаю. Страх перед богами преодолевается благодаря материалистическому объяснению природных явлений. При этом Эпикур утверждает, что дать какого-то однозначного объяснения природным явлениям невозможно. Например, нельзя сказать, из-за чего происходит смена дня и ночи: из-за того ли, что между солнцем и землей проходит какая-то черная пелена, или из-за вращения земли, но в любом случае можно утверждать, что боги не вмешиваются в этот процесс. Следовательно, нечего и бояться их. Вероятностное объяснение, которое здесь допускается, весьма примечательно. Эпикур считает, что такое объяснение вполне допустимо, ведь задачи философии состоят не в познании явлений природы, а в том, чтобы способствовать обретению спокойствия души. Страх перед природной необходимостью преодолевается благодаря инновационной для атомистических учений того времени идее отклонения атомов. Отсутствие жесткой необходимости в природных явлениях показывает, что человек должен достигать спокойствия духа в конкретных обстоятельствах своей жизни. В этом смысле философия Эпикура содержит призыв к активности. Последняя, однако, направлена не на преобразование мира, не на историческое творчество, а ориентирована лишь на индивидуальный путь обретения спокойствия души. Философия Эпикура содержит некоторые элементы последующего механистического воззрения на мир и была очень популярна в период формирования механистического мировоззрения в XVII в. В 1630—1640 гг. в Англии были опубликованы посвященные Эпикуру работы Гассенди («О жизни и смерти Эпикура» и «Свод философии Эпикура») и У. Чарльтона («Эпикур и его мораль»). В этот же период Т. Стенли публикует «Историю философии», в которой подробно рассматриваются древнегреческие атомисты. Работы самого Эпикура также были много раз переизданы в этот период.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 704-705.

Понятие: