Ветхий Завет (Митрохин, 1990)

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — первая часть Библии, признаваемая как священное писание иудаизмом и христианством. Ветхий Завет включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке в период с 13—12 вв. до н.э. по 2 в. н.э. и условно делимых на Пятикнижие (Тора), пророческие (Набиим), исторические (Кетубим) и писания. В составе Ветхого Завета имеется 39 канонических и 11 неканонических книг. К последним относятся книги Товита, Иудифи, Маккавейские, Иисуса, сына Сирахова, и др. Основанием для отнесения их к неканоническим является то, что они не сохранились в оригинале, т. е. на древнееврейском языке, и приводятся по греческому переводу. В отличие от католицизма, рассматривающего эти книги как канонические второго порядка, и православия, не считающего их каноническими, но включающего их в свои издания Библии как душеполезные, протестантизм поступает более решительно и полностью отвергает неканонические книги, приравнивая их к апокрифам. В истории отдельных протестантских церквей были периоды, когда ветхозаветные образы, сюжеты и идеи преобладали над новозаветными, например, в англиканстве и пуританизме 17—18 веков и развивавшемся под их влиянием искусстве, которое предпочитало в напряженных условиях коренных социальных перемен использовать героические, трагические и драматические страницы Ветхого Завета, в то время как в Новом завете энергия человеческого действия уступает место пассивности и смирению. В среде протестантов более распространены ветхозаветные, еврейские имена. В протестантской теологии значительное развитие и влияние получает ветхозавтная историческая критика, восходящая к Спинозе и представленная такими именами, как Де Ветте, Ю. Вельхаузен, Г. Граф, Ф. Делич, Э. Рейсс и др., благодаря исследованиям которых была установлена относительная и абсолютная хронология книг Ветхого Завета и их отдельных частей. При общем сохранении благочестивого отношения к Библии вообще и Ветхому Завету в частности протестантская библеистика во многом способствовала переходу к оценке Ветхого Завета как выдающегося памятника древней литературы, оказавшего сильнейшее влияние на культуру последующих веков.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 67-68.