Цзюнь цзы (Кузнецов, 2007)
ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (букв.: дитя правителя, благородный муж, совершенный муж) — термин конфуцианства, используемый для обозначения нормативной личности. В памятнике «Лунь юй» («Беседы и суждения», V в. до н.э.), излагающем высказывания Конфуция, Ц.ц. предстает как носитель вэнь (письменности/культуры), ли (этико-ритуальной благопристойности), а также и (долга/справедливости). Антиподом Ц.ц. является утилитарно ориентированный «маленький человек», или «ничтожный человек» (сяо жэнь), который может быть исключительно объектом администрирования со стороны «благородного мужа»: «Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости, маленький человек помышляет лишь о выгоде» (IV, 16). Дэ (благая сила) Ц.ц. подобна ветру, а дэ «маленького человека» — траве: «трава клонится туда, куда дует ветер» (XII, 19). Ц.ц. стремится к реализации своих достоинств в сфере ритуала и управления, но при отсутствии дао в Поднебесной, т.е. нарушении верховной властью велений Неба и заветов «совершенномудрых», должен «скрываться» от дел (VIII, 13). В трактате «Чжун юн» («Срединное и неизменное», ок. III р. до н.э.) иерархия основных достоинств Ц.ц. обозначена формулой чжи — жэнь — юн (мудрость/разумность — гуманность — мужество). Впоследствии понятие «Ц.ц.» утратило прямую соотнесеннность с социальными верхами.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 668-669.