Амплификация (Матвеева, 2010)

АМПЛИФИКАЦИЯ — увеличение объёма высказывания (по сравнению с нейтральным) за счёт нанизывания семантически и грамматически соотносительных речевых средств. Для этого в уточняющей разновидности амплификаций могут использоваться синонимы и эмоционально однотипные выражения, формироваться гипонимический ряд, нагнетаться сравнения: Я не вижу, что они делают, не вижу, что у них в руках, — только запах, — райский, жёлтый, южный, — веет мне вслед, — мамин запах, мой запах, ничей, свободный, женский, весенний, вечный, невыразимый, без слов. (Т. Толстая); То же мужество риска, / Та же радость и боль / Слили роль и артистку, / И артистку и роль. Сколько надо отваги, / Чтоб играть на века, / Как играют овраги, / Как играет река, / Как играют алмазы, / Как играет вино, / Как играть без отказа / Только раз суждено (Б. Пастернак). Амплификация может сочетаться с анафорой, эпифорой, синтаксическим параллелизмом. Чаще всего амплификация выражается через асиндетон (см.) и другие фигуры прибавления (см.): Нет, нет, таких душ нигде не подберёшь. Только в моём городе: безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. (Е. Шварц). Контрастная разновидность амплификации реализуется в группе речевых фигур, см.: антитеза и градация. Характерная для амплификации подчёркнутая речевая избыточность служит целям выразительности в художественной и ораторской речи. Как всякая чрезмерность, амплификация трудна в использовании: неточность, вычурность, словесное щегольство могут превратить эффектный приём выразительности в стилистический недостаток.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 18.

Понятие: