Франкфуртская школа (Кузнецов, 2007)

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - направление немецкой философии, заложившее в 30-е гг. XX в. основание критической теории, исторически связанное с теоретической деятельностью Института социальных исследований (основан в 1923 г. при Университете г. Франкфурт-на-Майне). Основоположниками направления являются Макс Хоркхаймер (1895-1973) (директор Института в Германии с 1930 г. до его закрытия в 1934 г., а затем восстановленного в США при Колумбийском университете как Новая школа социальных исследований), Теодор Адорно (1903—1969) (директор Института после его воссоздания в Германии — с 1958 г.) и Герберт Маркузе (1898-1979). К младшему поколению франкфуртцев относят Юргена Хабермаса (р. в 1929 г.). Сотрудниками Института в разные годы были Э. Фромм (1900-1980), В. Беньямин (1892-1940) и др.

Задачей критической теории Ф.ш. была разработка новой эпистемологии и критики общества развитого капитализма (статья М. Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория», 1937). Предметом критического анализа стали как организация современного капиталистического общества, так и су-ществующие теоретические концепции его обоснования (критике подвергся в том числе и марксистский экономический детерминизм). Критическая политическая позиция Ф.ш. наиболее ярко сформулирована в ставшем эмблематическим для всей послевоенной философии вопросе: «Как можно философствовать после Освенцима?» Вопрос, таким образом, относился ко всей предшествующей рациональной традиции. В противовес инструментальной, или технологической, рациональности как принципу капиталистического общества франкфуртцы выдвинули принцип методологической междисциплинарности (Хоркхаймер М.и Адорно Т. Диалектика Просвещения, 1947) и считали необходимым соединить различные социальные концепции (в том числе во многом противостоящие друг другу Маркса и Вебера, например) с классическим психоанализом 3. Фрейда для объяснения экзистенциальных и культурологических проблем. Позитивные концепции рациональности франкфуртцев разнообразны и часто оспаривают друг друга: миметическое мышление (Адорно Т. Эстетическая теория, 1970), высвобождение чувственности (Маркузе Г. Эрос и цивилизация, 1956; Одномерный че-ловек. Исследования по идеологии развитого индустриального общества, 1964; Опьгг об освобождении, 1969), нормативная коммуникативная теория (Хабермас Ю. Знание и интерес, 1968; О логике социальных наук, 1970; Теория коммуникативных действий, 1981).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 644.