Престиж социальный

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ - сравнительная, интегральная оценка значимости социальных объектов или деятельности субъектов с позиции определенной системы ценностей; общественное признание, авторитет, внимание, которыми они пользуются в обществе.

В научный оборот понятие «престиж» было введено английскими учеными в 1911 году в связи с необходимостью разработки дифференцированных оценок различных видов труда. В настоящее время существует ряд подходов к определению природы престижа социального и престижных оценок. В политологии подчеркивается компенсаторная природа престижа, он рассматривается через стремление к власти, контролю над событиями и людьми. В психологии — через призму уважения или в контексте мотивации достижения. Констатируется также факт стремления к престижу как компенсации чувства неполноценности. В социологии выделяются стратификационный и аксиологический подходы, а также позиция символического интеракционизма.

В теории социальной стратификации престиж социальный исследуется как мера социального статуса и одно из оснований деления общества на страты. Аксиологический подход выявляет ценностную природу престижа социального, возможности с его помощью демонстрировать и ранжировать феномены общественной жизни в соответствии с их социальной значимостью. С позиции символического интеракционизма престиж социальный рассматривается под углом зрения ролевого взаимодействия и функции символьного опознания.

Понимание смысла термина «престиж» затруднено его первоначальным значением, производным от латинского praestigium (иллюзия, очарование, обман чувств), последующими наслоениями социетальных отношений, отчужденными формами организации общественной жизни. В обыденном сознании, а нередко и в научных исследованиях престиж социальный в настоящее время неправомерно отождествляется со статусом, авторитетом, уважением, привлекательностью.

Однако это далеко не одно и то же.

Статус, прежде всего, — это формальная объективная характеристика положения человеческого или какого-либо социального института в обществе. Престиж же, авторитет, уважение, привлекательность являются способами субъектной оценки социального статуса, дифференциации общества на статусы, а также идентификации социальных объектов и субъектов внутри одного статуса. Они представляют собой по преимуществу неофициальные, латентные психологические характеристики, которые существуют в виде признания, влияния, «веса», значения, внимания со стороны окружения, общественного и индивидуального мнения. Авторитет не задается априори, а приобретается, зарабатывается за счет успешности выполнения социальной функций и признания этого успеха, доверия к качествам, достоинствам и заслугам его носителя. Он наиболее близок к уважению, которое есть не что иное, как одобрение, относящееся к правильному выполнению обязанностей статуса (К. Дэвис, У. Мур). Что касается привлекательности, то она является результатом индивидуального мнения, особым эмоциональным отношением к специфическим качествам других субъекта или особенностям объекта, обусловленным их непосредственной значимостью для респондентов.

Престиж социальный, таким образом, как и авторитет, уважение, привлекательность представляет собой общественно-индивидуальную оценку, но в отличие от них имеет более безличностную, социальную окраску, демонстрируя положение данного феномена в иерархической системе общественных отношений. Он является скорее стимулом достижения этого положения, чем мотивацией его достижения, что обеспечивается авторитетом, уважением и привлекательностью.

Специалисты выделяют целый ряд функций, которые престиж социальный выполняет в общественной жизни:

1) поощрительную;

2) регулятивную;

3) дистанцирующую (как мера неравенства и различия);

4) интегративную;

5) индикаторную (как показатель значимости);

6) символьного опознания (Престиж социальный оформляется в символы, обладатель которых наделяется привлекательными чертами и достоинствами; отсюда возникает возможность манипулирования обществ, мнением, достигая иллюзорные пути признания и уважения);

7) иллюзорно-компенсаторную (провокация иллюзий как средства компенсации желаемых, но отсутствующих характеристик).

Престиж социальный позволяет удовлетворить одну из самых значимых человеческих потребностей — потребность в общественном признании, что является условием для самоутверждения и самоуважения личности и без чего невозможен переход к более совершенным способам мышления и действия. Однако в современных условиях острого кризиса старых форм поведения и сознания девиации престижных оценок создают угрозу углубления противоречий между тенденциями изменения социальной реальности, знаниями о ней и результатами человеческой деятельности.

В. В. Комлева

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 354-355.

Литература:

Кошева В.В. Престиж как явление духовной жизни об-ва // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6; Кравченко С.Л. Социол. энциклопедический англо-русский словарь. М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.H. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

Понятие: