Двойственность истины

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ, концепция двух истин — термин, принятый рядом представителей оппозиционной схоластики в борьбе против господствовавшей официальной ее разновидности, стремившейся полностью подчинить усилия человеческого разума и научное знание догматам христианских, мусульманских, иудейских монотеистических и сугубо догматических вероучений. Сторонники этой концепции, напротив, стремились освободить научно-философское знание от теологического контроля. Крупнейшим инициатором этой концепции стал Ибн Рушд (Аверроэс, 1426 — 1498), идеи которого заострили латинские аверроисты, утверждавшие закономерность и даже приемлемость для религии и для философии противоречий по одним и тем мировоззренческим вопросам (например, душа бессмертна для первой и смертна для второй).

Д.и. утверждала независимость между философией и теологией как по предмету, так по методу его осмысления. Предметом первой выступают природа и человек как важнейшие из ее явлений, а второй — дух человека в его ориентации на посмертное существование и связанные с ним моральные ценности. Метод первой — истолкование Священного Писания, а второй — опыт и логическое рассуждение (диалектика). Крупнейшими сторонниками Д.и. в XIV в. были Дуне Скот и Оккам, которые разводили философию и теологию в разные стороны, подрывая тем самым официальную схоластику Фомы Аквинского, разработавшего доктрину гармонии христианской веры и философии (и тем самым науки). В философии Возрождения концепция Д.и. нашла таких убежденных и солидных сторонников, как Френсис Бэкон (1561—1626) и Галилео Галилей (1564—1642), которые, опираясь на нее, еще более последовательно отделяли науки и философию от теологии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 128-129.