Форма художественная

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (лат. forma — вид, образ, облик) — комплекс средств и способов воплощения художественного содержания, структурного его выражения. Определения Ф.х. в истории эстетики различны: это понятийная сущность предмета, его энтелехия (Аристотель); нечто очищенное от случайностей, существенное в индивидуальном проявлении, образующее архитектонический строй произведения (А. Гильдебранд); специфический результат имманентной художественной воли (А. Ригль); художественное единство различных стилистических приемов (Г. Вельфлин); продукт целеустремленного возбуждения человеческой души (В. Кандинский); «не вещь, не материал, а отношения материалов» (В. Шкловский); способ «изоляции» «события бытия», выведения его из познавательного и этического ряда (М. Бахтин); осуществление художественного порядка (абстракционизм, супрематизм). Формообразование по Гегелю: различные исторические стадии соотношения идеи и реальности как Ф.х.; по Я. Мукаржовскому: а) художественная техника, б) уникальное сочетание всех элементов и частей произведения, в) развитие искусства в соответствии с внутренними, имманентными законами.

Существуют разные уровни Ф.х.: уровень, непосредственно обусловленный содержанием, — это внутренняя форма (структурно-архитектонические, пространственно-временные, ритмико-интонационные отношения, конфликт) и уровень, в меньшей мере связанный с содержанием, — это внешняя форма (красочный мазок, темп, фактура и т.п.). Однако подобное разграничение — теоретическая условность, с помощью которой подчеркивается, с одной стороны, общеэстетический аспект искусства (внутренняя форма) и, с другой стороны, средства выражения, специфичные для отдельных его видов (внешняя форма). Характер художественного приема может опосредованно соотноситься с замыслом. Например, белая, желтоватая, коричневатая, голубоватая бумага в графике — казалось бы, внешний фон — могут существенным образом сказаться на восприятии содержания, использование металлического грифеля, итальянского карандаша, пера, кисти, угля чутко соотносятся с содержанием рисунков, с их стилевой доминантой. Эти органичные связи формы и содержания, материальных выразительных средств и эстетического восприятия содержания особенно значимы в музыке.

Литература:

 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1971;

Бахтин М. Проблема содержания, материала и форма в словесном художественном творчестве; Слово в романе; Из предыстории романного слова / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.—Л., 1930;

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1973;

Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. М.—Л., 1930;

Мукаржовский Я. Традиция формообразования / Структуральная поэтика. М., 1996;

Тынянов Ю. Литературный факт / Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977;

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970;

Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., 1976 (раздел II, гл. 2; раздел IV).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 641-642.