Постпозитивизм (Осипов, 2014)

ПОСТПОЗИТИВИЗМ (ПОСТЭМПИРИЗМ) В СОЦИОЛОГИИ - направление, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции: критический рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историческое направление (Т. Кун, Дж. Холтон), научный реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике социологии познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое из них не имеет четко очерченных границ, общим для его представителей выступает антипозитивистская направленность, стремление пересмотреть основополагающие принципы позитивистской социологии науки путем соединения отдельных положений критического рационализма, философию герменевтики, экзистенциализма и др. (Р. Кохен, М. Вартофски). Второе направление, получившее распространение главным образом в Англии, основывается на положениях реалистической философии науки. Его представители (Р. Кит, Р. Бхеннер, Т. Бентон и др.), заимствуя отдельные идеи исторического материализма, стремятся выработать концепцию «социального реализма», продолжающую традиции натуралистической методологии и стремящуюся наряду с этим преодолеть крайности позитивизма в социологии и социологии понимающей. Представители третьей точки зрения, отождествляя П. в с. с любой формой критики логического позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить методологическую платформу классического позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретического знания (Д. Томас).

Из числа постпозитивистских концепций западной философии науки, оказавших прямое воздействие на социологию, заслуживает упоминания теория Куна. Сформулированное им понятие парадигмы породило бурные дискуссии по фундаментальным проблемам социального познания. Многообразие и разобщенность различных концепций постпозитивистской философии и социальной науки не позволяют говорить о существовании единой методологической основы, но тем не менее можно выделить две наиболее общие. Во-первых, это реабилитация «метафизики», признание важной роли философских допущений в социальном исследовании, против чего решительно протестует традиционный позитивизм. С признанием роли философских и мировоззренческих идей связано и стремление сторонников П. в с. включить ценностные суждения в качестве специфического для социального исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологическая ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в познании. Этому положению отводится ключевая роль в методологии П. в е., поскольку оно дает возможность признать научный статус традиционного типа социологического анализа, к которому классический позитивизм относится пренебрежительно.

Интерес к П. в с. может быть объяснен тем обстоятельством, что его методология позволяет учесть ряд специфических сторон социального познания, игнорировавшихся традиционным социологическим позитивизмом. Вместе с тем следует иметь в виду присущие постпозитивистской философии науки слабости и недостатки, которые присутствуют также и в базирующихся на ней концепциях социального познания. К их числу можно отнести релятивистскую трактовку научного знания, отрицание объективной истины, субъективизацию процесса познания, отсутствие общепринятой модели исследовательского процесса и единых требований к формированию теории. Методология П. в с. получает определенное признание прежде всего в сфере теоретической социологии, где она используется в русле «стабилизационных» тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретического плюрализма и создание единой логики научного знания, способной стать основой интеграции различных исследовательских ориентаций.

M.C. Комаров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 348.

Литература:

История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М., 1998; Т. 4. СПб., 2000. Keat R., Urry J. Social Theory as Science. L., 1975; Thomas D. Naturalism and Social Science. Cambridge, 1979; Alexander J. Theoretical Logic in Sociology. N.Y., 1982; Epistemology, Methodology and the Social Science / Ed. by R.S. Cohen, M. W. Wartofsky. Dordrecht, 1983.