Абстракция (БСЭ, 1969)

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение), 1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучений некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в чистом виде. 2) Продукт познания (понятие, описание, закон, модель, идеальный объект и т. п.), рассмотренный в сопоставлений с конкретной эмпирической действительностью, которая не фиксируется в этом продукте во всём богатстве своих свойств и связей. 3) Познавательная деятельность-процесс абстрагирования, - направленная на получение А. Применение А., как и всякого метода исследования, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологий абстракции связана с представлением об относит, независимости явлений и их сторон и с отделением существенных сторон от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первонач. предмета другим. Перестройка касается либо изображения изучаемого объекта (отбрасывание несущественных сторон), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от лишней информации). Например, геометрические свойства электрической цепи не зависят от составляющих элементов ветви, таких, как сопротивление, индуктивность и ёмкость, поэтому при топологическом изучений цепей все ветви цепи обычно заменяют отрезками, изображая цепь в виде линейного графа (см. Графов теория).

Целевая характеристика А. может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением А. в более широкий контекст познавательной деятельности. На различений целевых характеристик строится и классификация типов А.: изолирующая А. соответствует цели вычленения и чёткой фиксаций исследуемого явления; обобщающая А. - цели получения общей картины явления; идеализация-цели замещения реальной, эмпирически данной ситуаций идеализированной схемой (типа абсолютно твёрдого тела в механике) для упрощения изучаемой ситуаций и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Реализация А. как метода, т. е. процесс абстрагирования, включает 2 типа операций: выяснение возможности и целесообразности замещения, перестройки предмета исследования и сам акт замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим образом преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирический материал и т. д.

Обоснование А. осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отд. сторон явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей). Выдвижение на первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования А. Например, в 1-м т. Капитала Маркс исходит из предположения, что денежным товаром является только золото, указывая, что он делает это ради упрощения (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это - целевое обоснование А. Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается онтологически, т. е. ссылкой на несущественность тех или иных свойств. Возможность разных способов обоснования А. приводит к разным её пониманиям и определениям в логико-филос. литературе: А. определяют то как процесс мысленного отвлечения от несущественных сторон явлений, опираясь на её процедурные и онтологические аспекты и отвлекаясь от целевых, то как познание явлений со стороны их сущности, опираясь на целевые и онтологические аспекты, но отвлекаясь от процедурных. Наиболее простой формой А. можно считать практическое замещение одного объекта другим. В этой форме А. имеет место и у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов). У человека такое практическое замещение выражается и закрепляется в слове, в деятельности со знаками. В дальнейшем формируются представления о существенных и несущественных сторонах явлений и об отношениях зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание вполне чётко видно уже у Аристотеля (см., например, Метафизика, М. - Л., 1934, с. 129-30). Что же касается метода А., то он возникает на высоких ступенях развития познания. Поэтому следует отличать история, процесс формирования тех продуктов познавательной деятельности, которые теперь характеризуются как А., от процесса абстрагирования в его современной форме. В первом случае абстрактность самих по себе продуктов познания вовсе не является результатом особой целенаправленной процедуры абстрагирования, она есть суммарный итог человеческой деятельности. В развитий науки в прошлом модели типа материальной точки или идеального газа обычно рассматривались как завершающий этап построения теоретической концепции, связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости. В отличие от этого А. как специальная процедура выделяется и кристаллизуется в познаний только на основе специального теоретического построения. Опираясь на эту процедуру, современный исследователь часто с самого начала ставит задачу упрощения изучаемого явления и построения его абстрактной идеализированной модели; идеализация выступает здесь как исходный пункт в построений теории. При этом А. как метод возникает в результате теоретического осознания характера протекания исторического процесса познания, рассматриваемого как процесс получения А.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

М. А. Розов.

Литература:

Горский Д. П., Вопросы абстракций и образование понятий, М., 1961;

Логика научного исследования, М., 1965;

Розов М. А., Научная абстракция и ее виды, Новосибирск, 1965.

Понятие: