Подростки (Осипов, 2014)

ПОДРОСТКИ — в широком смысле: групповая общность, образующаяся на основе возрастных признаков и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В узком смысле термин «подростки» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, фиксируемых при переходе человека от детства к юности, особенностей социального положения (статуса), интересов и ценностей, обусловленных возрастом. Во-вторых, как возрастной слой в составе социально-демографической группы — молодежь (см. Молодежь). В-третьих, как характеристика эмоциональных и поведенческих состояний, связанных с процессом взросления. В-четвертых, как определенный этап жизненного цикла перед физическими изменениями в организме, ассоциируемыми обычно с половой зрелостью. В-пятых, как специфическая подростковая субкультура (см. Субкультура (подкультура)).

Подростковый возраст (отрочество) не имеет четко очерченных границ. В отечественной психиатрии он ограничивается периодом 14—18 лет, в психологии от 10—11 до 15 лет, в педагогике до 16 лет. Тинэйджеров (13—19-летних) также относят к подростковому возрасту. Он является одним из критических периодов онтогенеза и связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системой взаимоотношений человека. Этот период, как правило, совпадает с активизацией интеллектуальной деятельности, связанной с учебой, занятиями во внеучебное время, с расширением круга общения и т.д. Происходит значительное функциональное развитие мозга и нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные перегрузки. Отсюда возможные нервные срывы, состояния депрессии, заторможенности. Многие изменения в эмоционально-психологическом состоянии и поведении П. связаны с половым созреванием, хотя абсолютизировать его влияние не следует. В социальном плане подростковая фаза характеризуется амбивалентным, двойственным положением. Уже не ребенок, но еще не взрослый. Подавляющее большинство П. — это учащиеся различных учебных заведений, преимущественно школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Их социальный статус преимущественно аскриптивный (унаследованный от родителей) и мало отличается от детского. В последние годы отмечен рост численности П., которые не учатся и не работают, не имеют постоянного места жительства, а также вынуждены подрабатывать, заниматься коммерцией. Их статус существенно отличается от положения других П. В целях защиты физического и нравственного здоровья П. в российском законодательстве предусмотрен особый юридический статус П., предполагающий обеспечение им гарантии в первые годы самостоятельной работы, регламентацию их труда, охраняющий их честь и достоинство.

Характер отношений со старшим поколением во многом определяет направленность подростковой субкультуры. Различаются субкультуры, возникающие в связи с потребностью П. утвердить в особых организационных формах свои ценности, нормы и образцы культуры, отражающие своеобразный стиль их жизни и мышления, и субкультуры протеста, являющиеся негативной реакцией П. на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру. Образуемые на этой основе неформальные группы и объединения могут способствовать адаптации П. к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и потребности в специфически подростковых манерах поведения, моде, досуговой деятельности, коммуникации и т.п., но могут принимать форму делинквентной подкультуры, сливаться с криминальными структурами. Специфика социального положения П. и психологических особенностей подросткового возраста лежит в основе специфически подростковых проблем (см. Социология молодежи), а также является важнейшим фактором социализации (см. Социализация), особенно управляемого ее аспекта — воспитания. Переход к рыночным отношениям и многоукладной экономике изменил сложившиеся представления о целях и методах воспитания, по-новому определил роль институтов социализации: образования, семьи, церкви, СМИ.

В. И. Чупров, Ю.А. Зубок

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335-337.

Литература:

Иконникова С.Н. Молодежь (соц. и соц.-психол. анализ). Л., 1974;

Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984;

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989;

Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. Л, 1990;

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996;

Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи // Социол. иссл-я. 1996. № 7;

Журавлева И.В. Здоровье подростков: социол. анализ. М., 2002.