Тянь Ди Жэнь

ТЯНЬ ДИ ЖЭНЬ (Небо - Земля - Человек) — триада основ, или аспектов, мироздания в китайской философии и культуре. Обозначается так же, как сань цай — «три ценности», «три начала». Основу триады составляет категория «тянь» — Небо, которая употребляется в четырех основных значениях или их комбинациях: а) верховное божество, высшая божественная сила; б) высшее природное начало; в) природа как абстрактная «естественная» целостность, понятие, синонимичное биному «тянь ди» (Небо и Земля), обозначающему биполярный универсум; г) главное природное начало в человеке, определяющее его природу (см. Син).

После завоевания в XI в. до н.э. прото-государства Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.) племенным союзом Чжоу понятие «Шан-ди» («Верховный владыка»), обозначавшее пер- вопредка иньских правителей-ванов, соединилось с понятием «тянь» как верховной божественной силы. Понятие «Шан-ди» перестало ассоциироваться с представлением о первопредке, но персонификация Неба какое-то время сохранялась. У Конфуция Небо, «приводящее в движение четыре времени [года]», «рождающее сто вещей», «безмолвствует», т.е. не изъявляет свою волю непосредственно («Лунь юй», XVII18). В основополагающем для даосизма трактате «Дао дэ цзин» (ок. VI в. до н.э.) подчеркивается вторичный онтологический статус Неба: «Небо берет за образец (или «исходит из») дао, дао берет за образец само себя» (25).

В «Дао дэ цзине» появляется бином «тянь ди» (Небо и Земля) как выражение природных начал. В гл. XII «Чжуан-цзы» Небо и Земля выступают выражением «природности» и фактическим синонимом тянь — Неба. В этом значении бином «тянь ди» использовался в последующей китайской философии. В комментирующей части «Чжоу и» («Чжоуских перемен», или «И цзина» — «Канона перемен»), созданной ок. VI в. до н.э., понятие «тянь» включено уже в триаду космических сущностей «сань цай» наряду с Землей и человеком. В «Си цы чжуани» — «Комментарии привязанных слов» (II 10) эта триада представляет модусы или аспекты дао: дао Неба, дао Земли и дао человека, а удвоение триады дает «шестерку» — число черт гекса- грамм-гуа, представляющих единство «трех ценностей». В «Шо гуа чжуани» - «Комментарий афоризмов к гексаграммам» (2) говорится, что древние «совершенномудрые» (см. Шэн) определили дао-путь Неба как космические силы инь и ян, дао Земли — как «мягкость и твердость» (жоу ган), предполагающие их проявленность в веществе, дао человека — как жэнь (гуманность/социаль-ность), и (долг/справедливость); все эти пары «равно представляют дуальность трех ценностей», т.е. их сопряженность с двоичной матрицей. Введение в нее третьего члена, порожденного Небом и Землей, подразумевает медиативную роль человека и социума во взаимодействии главных природных начал, а также обозначает путь к упорядочению космических связей — реализацию этических принципов как деонтологические нормы. Триада «сань цай» осталась в китайской культуре основным репрезентантом троичной классифицирующей матрицы, которая имеет разнообразные корреляты (например, син ([телесная] форма), ци (пневма), шэнь (дух) и т.п.) и широко используется в нумерологических построениях и философских выкладках.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 597-598.

Понятие: