Техника (Кузнецов)
ТЕХНИКА (от греч. … — ремесло, искусство, умение) — система материальных инструментов, знаний и навыков, используемая для получения определенных результатов и отличающаяся антропогенным происхождением и воспроизводимостью.
Оформление Т. в относительно самостоятельную систему знаний произошло в Новое время и было вызвано потребностями обучения. Первая попытка описания Т. как особой практики и системы знаний связана с деятельностью И. Бекмана, попытавшегося дать обобщенное описание различных видов технической деятельности (1777). В конце XVIII в. появляются первые технические учебные заведения. Преподававшиеся в них технические науки к середине XX в. образовали класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук по объекту и внутренней структуре.
Существует несколько подходов к вопросу о соотношении науки и Т. Традиционная линейная модель рассматривает Т. как прикладную науку. Эволюционный подход предполагает относительную автономию научной и технической сфер при наличии координации и взаимовлияния между ними; при этом одни исследователи настаивают на опережающем развитии науки, другие — Т. Согласно историческому подходу на разных этапах истории взаимоотношения науки и Т. организовывались различным образом. Так, авторы теории сциентификации Т. выделяют три стадии истории отношений науки и Т., проходя через которые наука и Т. от «институциональной и когнитивной дифференциации» приходят к регулярному взаимообмену и взаимовлиянию.
В качестве философской проблемы Т. впервые тематизируется в работе Э. Каппа «Основы философии техники» (Grandlinien einer Phylosophie der Technik), вышедшей в 1877 г. Капп трактует Т. как органопроекцию, систему искусственных органов человека, продолжение человеческого тела. Так, крючок представляет собой изогнутый палец, а телеграф — нервную систему. Идеи органопроекции получили развитие в философской антропологии М. Шелера, у А. Гелена, П. Флоренского.
В период между первой и второй мировыми войнами интерес к Т. значительно усилился. Ф. Диссауэр в духе христианского неоплатонизма считал Т. продолжением творения, способом бьггия человека, связанным с материальным воплощением трансцендентальной реальности, объективации идеального. X. Ортега-и-Гасет трактует Т. как специфический человеческий способ бытия в мире, с помощью которого человек освобождает себя от природных потребностей и преодолевает сопротивление мира на пути осуществления собственного проекта бьггия.
Одним из первых с критикой Т. выступил Л. Мэмфорд, указавший на дегуманизирующий потенциал современной Т., на опасность «Мегамашины» — технизации социальной системы, превращающей человека в безвольный компонент технической системы. После второй мировой войны критический пафос в осмыслении Т. становится преобладающим. М. Хайдеггер и К. Ясперс переводят рассмотрение Т. в онтологическую плоскость, ставя вопрос о ее специфической природе и взаимоотношениях с человеком. Согласно Хайдеггеру, Т. является специфическим способом раскрытия бытия и как таковая не принадлежит человеку. Ясперс видит в Т. демоническую сущность, порабощающую человека: возникнув как средство, она постепенно превращает в средство человека, делая его элементом воспроизводства Т. Ж. Эллюль, рассматривая социальные функции Т., считал, что в современном обществе Т., понимаемая им как «тотальность методов, рационально направленная абсолютная эффективность во всех областях человеческой деятельности», занимает место капитала как господствующей в обществе силы. Представители Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас) подвергли критике Т. как идеологическую систему современного капитализма.
В конце XX в. усилился интерес к этической проблематике в связи с Т., к проблеме морального кодекса и ответственности инженера, что связано с общим обострением внимания к экологической проблематике.
Литература:
Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995;
Ленк X. Размышления о современной технике. М.,1996;
Митчам К. Что такое философия техники? М.,1995;
Философия техники в ФРГ. М.,1989;
Хайдеггер М. Вопрос о технике / Время и бытие. М.,1993;
Ортега-и-Гасет Х. Размышления о технике / Избранные труды. М., 1997;
Ясперс К. Современная техника / Новая технократическая волна на Западе. М.,1986;
Эллюль Ж. Технологический блеф / Перспективы мирового развития в Западной литературе: М.,1990;
Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 42—46;
Энгельмейер П.К. Технический итог XIX в. СПб., 1898;
Dessauer F. Streit um die Technik. Fr. am Main: Knecht, 1956;
Gehlen A. Die Seele intechnischen Zeitalter. Hamburg, 1957.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 588-589.