Личность (Шапарь, 2009)

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура Л. — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Л. — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

В широком, традиционном смысле, Л. — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе объясняется, видимо, его сходством с обыденным значением этого слова.

В узком смысле, Л. — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и в общении. Согласно А. Леонтьеву, Л. — качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому Л. может быть только человек, причем лишь достигший определенного возраста. В процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно-образующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как Л. выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это представление не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть их с точки зрения интересов и задач общества. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Однако в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность которого определяется прежде всего собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества — воспитание мотивов. Человек становится JI. в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И каждая JT. с некоторого времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями Л. и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг.

Для психологической конкретизации понятия Л. нужно ответить хотя бы на вопросы, в чем состоит новообразование, называемое Л., как происходит формирование Л. и как представляется с точки зрения самого субъекта рост и функционирование его Л.

Критерии сформировавшейся Л. таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего- то другого, т. е. способности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции Л.).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия Л. можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из которых — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство Л. на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т. п.

Западная психология рассматривает Л. как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В психологии термической и в психоанализе Л. трактовалась как ансамбль ир-рациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в механистической схеме «стимул — реакция». Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Однако в области психотерапии Л., тренинга общения и т. п. успехи западной эмпирической психологии весьма существенны.

В отечественной психологии Л. характеризуется: 1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, по Л. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида Л. выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению Л. — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство: 1) Л. как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности; 2) Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов Л.: личностное выступает как групповое, групповое — как личностное; 3) Л. как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть Л. — полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть Л., реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть Л. могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности. Развитие Л. осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 238-241.

Понятие: