Схоластика (Кузнецов, 2007)

СХОЛАСТИКА (лат. scholasticus - ученый, школьный; scholastica — школьные диспуты) — общее название религиозно-философских учений западноевропейского средневековья и Нового времени, сторонники которых видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В истории С. можно выделить следующие периоды: формирование С. (V—X вв.); ранняя С. (XI— XII вв.), поздняя или зрелая С. (XIII-XIV вв.), кризис С. (XV—XVIII вв.). Теоретическими источниками С. послужили Библия, ранняя христианская теология, прежде всего патристика, философские идеи платонизма (и неоплатонизма) и аристотелизма (латинские переводы Порфирия (233—304) и комментарии к «Категориям» Аристотеля, а также латинские переводы Боэция (480 —524) логических сочинений Аристотеля и Комментариев к ним).

Характерной формой философских про-изведений С. периода ее формирования стала компиляция сочинений древнегреческих авторов, имевшая целью систематизацию античного научно-философского наследия и ориентированную на христианское вероучение. Однако в этот период жили и более оригинальные философы и богословы, ставившие философские идеи античности выше догматов христианского вероучения — прежде всего Иоанн Скот Эриугена (810— 877), а также (в византийской философии) Иоанн Дамаскин (675 -753), иногда их относят к поздним представителям патристики, переходящей в С.

Уже в поздней античности сформировались так называемые «семь свободных искусств», в целом представлявшие античное научное и культурное наследие и прямо не включавшиеся в христианское вероучение — это геометрия, арифметика, астрономия, музыка (так называемое «четырехпутье»), грамматика, риторика и диалектика (так называемое «трехпутье»). Последнее из названных «искусств» — логические рассуждения и обсуждения догматов христианского вероучения — в наибольшей мере способствовало становлению философского содержания С.

Ранняя С. развивалась в условиях оживления культуры в возникающих городах, где появлялись нецерковные школы. Суть С. как официальной философии римско-католической церкви была выражена формулой Петра Домиани (1007—1072) «философия — служанка теологии». Крупнейшим представителем такой С. стал Ансельм Кентерберийский (1033—1109). Однако появились и С., усиливавшие роль диалектики и вступавшие в конфликт с католическим вероучением и церковью. Крупнейшим из них стал Пьер Абеляр (1079-1142).

Зрелая С. развивалась в условиях дальнейшего роста городской культуры, возникновения университетов (прежде всего Парижского и Оксфордского), выхода переводов произведений арабо-язычных философов, а затем и произведений Аристотеля. Августинизм, как христианизированный платонизм, оттесняется идеями этого философа на задний план. Самым крупным систематизатором христианско-католического вероучения на основе значительно трансформированных идей Аристотеля был Фома Аквинский (1225—1274), который в следующем веке и в дальнейшем стал главным философом римско-католической церкви. Приведенную выше формулу Дамиани он превратил в формулу «философия — преддверие веры». В XIII в. усиливается оппозиционное по отношению к официальной С. направление латинского аверроизма, инициатором которого был Сигер Брабантский (1235-1282), атакже направление, ориентированное на естественнонаучную мысль, самым крупным представителем которого был Роджер Бэкон (1214—1294). В противовес схоластическому реализму, которого придерживался Фома Аквинский, в конце XIII в. усиливается направления схоластического номинализма, крупнейшими представителями которого были Дуне Скот (1266-1308) и Уильям Оккам (1285-1349), развивавшие концепцию двух истин.

Кризис С. наступил в эпоху Возрождения и завершился в XVII в. С., господствовавшая в большинстве западноевропейских университетов и остававшаяся официальной философией католицизма, подвергалась некоторой модернизации и была трансформирована Франциско Суаресом (1548—1617) и другими философами католицизма в период так называемой «второй схоластики». Однако дальнейший прогресс светской философии приводит к фактическому вытеснению С. из большинства университетов. Тем не менее в конце XIX в. усилиями религиозно-католи- ческих кругов происходит возрождение С. в форме неотомизма.

Основная проблематика С. — прежде всего теологическая. Ортодоксальная С. при-держивалась уже выработанных в эпоху пат-ристики на основе ветхозаветных текстов представлений о Боге как вневременном Аб-солюте, бестелесной и внеприродной личности, создавшей природу и человека и управляющей ими (креационизм, провиденциализм). При этом ортодоксальная С. должна была бороться как против попыток сближения Бога с природой и даже растворения его в ней (пантеизм, панентеизм), так и против попыток отделения Бога от мира природы и человека, предвосхищавших будущий деизм. Обе эти тенденции приводили к натуралистическим представлениям о природе как самосущей реальности. В С. были развиты различные доказательства существования Бога — онтологические, космологические и др.

Важнейшей гносеологической проблемой стала проблема соотношения веры и разума, веры и знания. Сторонники крайнего фидеизма, смыкавшегося с мистикой, стремились к максимальному снижению роли разума в осмыслении догматов христианского вероучения и доказательстве существования Бога, утверждая необходимость непосредственной, нерассуждающей веры. Наиболее яркий ее приверженец — Бернард Клервосский (1090—1153). Сторонники противоположной позиции — позиции теологического рационализма утверждали прямую зависимость веры, основанной на божественном откровении и Священном Писании, от рассуждающего разума. Наиболее последовательный ее представитель — Абеляр.

Другой важной проблемой гносеологии С. была проблема соотношения единичного и общего, или проблема понимания универсалий. Здесь осуществлялось противостояние между реализмом, с одной стороны, и номинализмом — с другой. В этом контексте (особенно первого направления) развивалась, а кое в чем и усовершенствовалась аристотелевская логика.

Литература:

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 2. М., 1969;

Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 565-566.

Понятие: