Субъект (Кузнецов, 2007)

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий под, подверженный; от sub — под и jacio — бросаю, кладу в основание) — 1) логический термин, относящийся к структуре суждения и обозначающий то, о чем идет речь, что составляет предмет высказывания; 2) истинносущее, субстанция вещи; 3) источник предметно-практической и познавательной активности, направленной на объект.

На протяжении истории философии трактовка С. существенно меняется, смещаясь из области онтологии в сферу гносеологии. В период античности и средневековья С. обыкновенно рассматривается в рамках категориальной пары «субъект — предикат». Так, Аристотель трактует С. как индивидуальное бытие, лишенное предикатов, — неоформленную, или первую, субстанцию. Подобным образом схоластика понимает под С. нечто подлинно реальное, вокруг которого организуется система предикатов.

В Новое время С. рассматривается, как правило, в рамках гносеологической категориальной пары «субъект — объект», где С. понимается как познающее сознание, а объект - как подлежащее познанию бытие. Классическую форму этой оппозиции придал Декарт, положивший резкое противопоставление С. и объекта в основу теории познания. С. понимается как лишенное пространственно-временного измерения трансперсональное прозрачное для самого себя сознание, конструируемое посредством последовательно проводимого методологического сомнения, позволяющего «отмыслить» элементы, не относящиеся к содержанию С. И. Кант расширил понимание С., сформулировав ряд законов внутренней организации С. (учение о категориях).

Посткантианская немецкая философия существенно расширила трактовку С. Гегель синтезировал гносеологические и онтологические измерения С., внеся в трактовку С. историческое измерение. Согласно Гегелю, подлинным С. является Абсолют, который объективирует себя в истории, одновременно выступая как С. и объект познания. В русской философии попытка преодоления С.-объектной оппозиции принадлежит Н. Бердяеву, рассматривающему объект как частный случай С., т.е. самостоятельный центр активности.

В XX в. философия в значительной мере утрачивает интерес к С.-объектной гносеологической схеме, а С. теряет характеристики трансперсональности и самопрозрачности, становясь синонимом занимающегося познавательной деятельностью (философия) либо исследуемого в качестве носителя определенного поведения (психология) индивида. См. также Познавательные способности.

Литература:

Аристотель. Категории; Декарт Р. Соч. В 2-х т. М., 1981;

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997;

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. М., 1993;

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.,1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 553-554.

Понятие: