Структурализм (Кузнецов, 2007)

СТРУКТУРАЛИЗМ - конкретно-научная и философская методология осмысления культуры, первоначально складывается в лингвистике, литературоведении, антропологии (первая половина XX в.), затем распространяется и на другие сферы культуры, превращается в общегуманитарную методологию и философски осмысляется в 1950- 60-х гг.; в конце 1960-х гг. происходит процесс размывания, критики и самокритики этого течения, в результате чего возникает постструктурализм. Виднейшие представители структурализма — это В. Пропп, О. Фрейденберг, Н. Трубецкой, Р. Якобсон, К. Леви-Стросс, ранний Р. Барт, А.Ж. Греймас и др.

Еще в начале XX века швейцарский лингвист Ф. де Соссюр жестко противопоставил язык как систему, в которой отношения доминируют над элементами речи как индивидуальным вариациям систем языка, предложив сосредоточиться на первом. Для выделения собственно сферы языка он выдвинул два разделения: означаемое (собственно коллективное психическое содержание) и означающее как акустический образ, а также синхронию и диахронию. Синхрония — логические и психические отношения, связывающие сосуществующие элементы языка и образующие его систему так, как она воспринимается коллективным сознанием. Диахрония — отношения следования друг за другом во времени элементов, не образующих систему и не воспринимаемых одним и тем же коллективным сознанием.

Далее развитие структурализма связано с формированием идей членения и монтажа, функций и структуры.

Членение — это такое разделение первичного объекта, которое позволяет выделить в нем фрагменты, сами по себе смысла не имеющие; смысл порождает их соединение; но малейшее изменение конфигурации фрагмента ведет к изменению смысла (минимальное множество фрагментов, из которых мы запрашиваем составляющие, желая воссоздать какой-либо объект, — это парадигма). Иногда в структуралистской традиции в этой связи используется термин «оппозиция». Оппозиция — это лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания.

Затем необходимо выявить правила взаимного монтажа единиц, причем не случайные, а строго определенные; благодаря этим правилам из единиц образуется объект, принадлежащий к области функционального. В нем обнаруживаются его собственные правила функционирования (функции) объекта.

«Модель — это интеллект, приплюсованный к предмету, и такой добавок имеет антропологическую значимость в том смысле, что он оказывается самим человеком, его историей, его ситуацией, его свободой и даже тем сопротивлением, которое природа оказывает его разуму» - так Р. Барт характеризует принципиальную установку С.

Если Соссюр сосредотачивается на некоторой психической общности, то С. «феноменологизирует» предмет анализа, ибо воссозданный функциональный объект оказывается продуктом человеческого мышления, независимым от конкретного человека, он существует объективно и не является в этом смысле психическим. «Не люди думают мифами, а мифы думаются между собой» (К. Леви-Стросс). В результате С. оказывается методологически пригодным для анализа всей культуры. В это время разворачивается исследование мифов современного мышления, структуры города, моды и т.д. С. становится социологикой. Следует также заметить, что только К. Леви-Стросс называет себя структуралистом, остальные же представители этого течения считают такое название не совсем точным.

Однако мысль о том, что структура является алгоритмом мышления, заставляет совершенно иначе подойти к понятиям «Я», «другой», «бессознательное» и «язык». Ж. Лакан считает, что реальное — это нечто, ускользающее от дискурса, воплощение невозможного. Воображаемое — это образ «Я», который формируется «на стадии зеркала», когда ребенок, видя свое отражение в нем,

начинает отождествлять себя с ним. Воображаемое подчиняется логике иллюзии. Нужды преобразуются в желания, управляющие нашими взаимоотношениями с миром. В их основе все-таки лежат нужды слиться с миром, и они преобразуются в желание быть признаваемым, любимым, нужным другому. «Другой» же связан с третьим уровнем — символическим. Это порядок культуры, который ребенок усваивает, живя в обществе. Бессознательное — это речь другого, редактируемая воображаемым.

Уже лакановская стратегия делает возможным поиск изнанки структуры, того, что в ней непосредственно не присутствует, но ее определяет. Сходные шаги осуществляются и другими структуралистами. Недовольство «всесилием структур», стимулированное также и политическими событиями 1968 г., приводит к разложению С. и появлению постструктурализма.

Литература:

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977;

Пропп В. Морфология русской сказки. М., 1926;

Он же. Исторические корни волшебной сказки. М., 1928;

Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1936;

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985;

Семиотика. М., 1983;

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1976; Структурализм: за и против. М., 1975;

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М„ 1977.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 551-552.