Гностицизм (БСЭ, 1971)

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnostikos- познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г. В 1945-1946 в Xeнобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов.

Происхождение Г. и существование независимого от христианства языческого или пудаистского Г. неясны. Внутри христианства гностич. тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния вост. религ. мистерий, для Г. характерно усвоение ряда идей позднеантич. философии, гл. обр. платонизма и неопифагорейства. В основе Г. лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В ду-алистич. мистике Г. материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, к-рые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь "духовные" люди ("пневматики"), тогда как не принявшие гностич. посвящения "душевные" люди вместо подлинного "познания" достигают лишь "веры", а "плотские" люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для Г. характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонич. властителях, препятствующих искуплению.

Ко 2 в. относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатуршша (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой Г. можно считать перс, манихейство. Во 2 в. Г. был преодолен христианством, однако скрытая гностич. традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г. прослеживается в позднейшей неортодоксальной христ. мистике - у нем. философов Я. Бёме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга; несомненны точки соприкосновения Г. с идеями антропософии и теософии. Отд. гностич. мотивы развивались рус. религ. философией (В. Соловьёвым и его последователями), нем. философом Л. Циглером.

А. Ф. Лосев.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 6. Газлифт – Гоголево. – М., Советская энциклопедия. – 1971.

Литература:

Энгельс Ф.. К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, гл. 2 - 3; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910; Посно в M. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912; его же. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917; Оuispe I G-, Gnosis als Weltreligion, Z., 1951; Jonas H., Gnosis und spatantiker Geist, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Gott., 1954; Wilson R. Mc L., The gnostic problem, L., 19:8; Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966; Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.

Понятие: