Коммуникация массовая (Шапарь, 2009)
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ — систематическое с помощью технических средств тиражирования распространение специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий для оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей — важный социальный и политический институт современного общества, выступающий как подсистема более сложной системы коммуникации, а в широких масштабах выполняющий функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения.
К. М. свойственны институциональный характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями. Технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись), собирательно называются средствами К. М. или средствами массовой информации.
В социально-психологическом плане К. М. обладает рядом важных дополнительных возможностей по сравнению с более традиционными видами — коммуникацией межличностной и публичной.
Практика функционирования систем К. М. показала большую их зависимость от психологических особенностей аудитории, внимания, восприятия, понимания, запоминания предлагаемых сообщений. Зависимость психической переработки сообщений от специфики К. М. вообще и каждого конкретного ее средства в частности, от организации информационного потока, специфики интересов тех или иных групп аудитории, соответствующие помехи и барьеры, способы их преодоления и пр. изучаются психологией, социологией и семиотикой массовой коммуникации.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 202.