Сознание (Кузнецов)

СОЗНАНИЕ — родовой признак человека, выделяющий его из царства животного мира. С. есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и становления человека современного типа. Если рассматривать С. как феномен, укорененный в психике человека, то в нем можно выделить два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности и знание-информация, полученные с их помощью. Эмоционально-ценностный уровень включает в себя собственно то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности. Сюда же относятся, аналогично йервому уровню, способности, позволяющие создавать в мире личностного сознания указанные элементы.

Наиболее важными из психологических характеристик С. являются понятия образа, внимания, цели (см. Образ). Общественно значимый срез С. характеризует понятие ценности, обобщающее эталоны, общечеловеческие или групповые идеалы социальной жизни. Ценности определяют уровень должного, некие образцы деятельности в сфере науки (истина), морали (добро), практические отношения к себе и другим людям (справедливость, честь, честность, долг, счастье, любовь), искусства (красота, прекрасное), правового регулирования общественной жизни (право, юридические законы и нормы). Существуют понятия, противоположные указанным: ложь, зло, несправедливость, бесчестие, горе, ненависть, беззаконие, бесправие. Их наличие и существование соответствующих им реальных ситуаций позволяет рельефно представить содержание высших положительных человеческих ценностей. Совокупность внутренних или внешних условий, побуждающих к выполнению определенных действий сознательного или даже бессознательного характера, выступает как мотив, который служит регулятором поведения человека. Знание мотивов помогает раскрытию и объяснению причин поступков людей, проясняет оценку их деятельности.

И наконец, в С. присутствуют особые переживания жизненных ситуаций и состояний, в которых выражается ценностное отношение к ним индивида, проявляющееся как эмоции. Совокупность эмоций относится к внутренней (душевной жизни). Эмоции являются показателями и регуляторами поведения людей, во многом его определяют. Они могут носить осознанный и спонтанный характер. К этой же сфере С. следует отнести особое состояние личности, связанное с резким всплеском эмоций. По отношению к людям, действующим под их влиянием, мы говорим, что у них «эмоции бьют через край» или что они действовали в состоянии аффекта. Аффект сопровождается функциональными изменениями деятельности внутренних органов и может выражаться внешними реакциями. Причиной аффекта может служить как внутренний конфликт С., так и внешние воздействия окружающей среды.

Все перечисленное стабилизирует чело-века как личность, как существо социальное, самосознающее себя и в то же время наделенное поистине неповторимыми индивидуальными отличиями. С. как интегративно-целостное образование нельзя представить без единства трех определяющих моментов: чувства собственного существования, чувства присутствия в данном месте и в данный момент времени, идентификации себя в мире (различения себя и мира). Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов расценивается как разрушение С.

Указанные моменты традиционно исследовались в философии, и все такие исследования почти всегда велись с психологических позиций, поэтому очень часто философская специфика С. оставалась в тени. Что же такое С. с философской точки зрения? С. следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности. Именно С., будучи на-правленным на мир как на предмет позна-вательной установки, способно быть смыс- лообразующим источником мыслительной деятельности человека, создавать свой соб-ственный мир обыденных и научных поня-тий, без которого невозможно представить жизнь человека. Содержанием понятия является смысл, идея, концепт (Б. Рассел). Смысл не может быть индивидуальным, он должен быть понятен многим. Это совместное достояние множества людей, совместная мысль. Смыслы, идеи, являясь содержанием понятий, наполняют то, что называют миром С. Именно он является основой нашего опыта. Как он связан с объективной реальностью? Идеальный мир С. представляет предметы, вещи, их свойства и отношения в особых идеальных формах, отражает явления действительности и через язык имеет возможность для выражения своего смысловое содержание в знаковых формах.

Выражение мысли в определенных формах (понятиях, суждениях, умозаключениях) связано с деятельностью рассудка человека и является предметом изучения логики. Логика занимается исследованием мира С. с точки зрения его выразительных возможностей в определенных формах мышления. Отражение мира в С. может быть непосредственным, конкретным. Но как только ставится задача выражения отраженного мира, представления его в виде, понятном для других людей, тогда в качестве средства выражения обычно используется естественный язык. Общезначимые логические формы и слова естественного языка опосредствуют и делают абстрактными непосредственные восприятия объективного мира. Теряя конкретные признаки реальных предметов при представлении и выражении их в языке, человек приобретает возможность передавать содержание своего мира С. другому человеку, общаться с другими людьми, понимать и быть понимаемым. Мир С., действительность и язык неразрывно связаны друг с другом. И если не учитывать вопроса о происхождении С. и языка, об их исторических формах, то следует отметить, что познание действи-тельности происходит при помощи языка и С. Поэтому утверждение о том, что С. явля-ется основой нашего опыта, представляет собой достаточно очевидный факт.

При рассмотрении вопроса о свойствах С. следует выделить основные характеристики С.: соотнесенность его с миром знания; возможность представления С. как идеального мира; интерсубъективность, т.е. пони- маемость элементов знания носителями С., что прямо выводит на понятие объективной истины; предметность и направленность (интенциональность); связь С. с логикой и действительностью; отношение С. к бытию; связь с бессознательным.

Уже сама грамматическая структура слова «С.» (сознание) наводит нас на мысль о том, что С. тесно связано с областью человеческого знания, причем такой областью, которая понятна многим (совместное знание). Это есть часть фиксированного человеческого опыта, без которой непосредственного практического опыта быть не может. Если бы не было так, то каждый раз, приступая к самым простым практическим действиям, человек был бы вынужден с самого начала переоткрывать для себя (и каждый раз заново) содержание мира знания. Следовательно, С. как основа опьгга непосредственно связано с обширнейшим миром знания от обыденного знания (здравого смысла) до науки.

Как существует С.? Следует заметить, что если понятия «существование», «объективная реальность» считать тождественными (синонимами), то вопроса о существовании С. ставить нельзя. Если существование связывать только со способностью наблюдения при помощи органов чувств и называть существующими объекты чувственных восприятий или ощущений (возможно, даже представленные в языке наблюдения), то вопрос о существовании С. тоже ставить нельзя. В этом случае единственным выходом является признание С. свойством человеческого мозга, что ведет к лишению его собственного онтологического статуса со всеми обычными для такого подхода следствиями (сведение исследования С. к физиологическим особенностям работы коры головного мозга, полная утрата специфики С. как мира знания и совершенная необъяснимость феномена человеческого понимания). Вопрос о существовании С. можно поставить, если признать, что оно относится к особой реальности, которую нельзя наблюдать эмпирически при помощи органов чувств. Но отсюда нельзя еще сделать вывода о принципиальной непознаваемости С.

Следует также обратить внимание на ошибочность отождествления С. с мышлением. Такой подход не может быть признан правильным как с конкретно-научной, так и с философской точки зрения, т.к. он не дает возможности для выделения специфики человеческого С. и особенностей философского отношения к нему. С. связано с мышлением, но его социальная сущность не может быть объяснена с точки зрения физиологических особенностей человеческой психики.

Рациональное исследование С. дает нам возможность установить, что оно обладает свойством, которого не наблюдается у предметов объективного мира. Этим свойством является идеальный характер его сущностей. Термин «идеальный» понимается здесь как «мыслимый», «возможный». Тогда, естественно, объективный мир следует считать «действительным». Данное свойство С. позволяет говорить о мире С. как об особой реальности, наполненной особыми сущностями, которые могут быть названы «идеями». Именно они составляют содержание мира С. Поскольку С. связано с областью знаний человека, а существенной частью этой области является наука, представляю-щая собою объективное знание, то возника-ет вопрос, каким образом идея может быть объективной. Идея может быть объективной, когда она понятна для многих носителей С., т.е. в определенной степени независимо от внутреннего субъективного фактора, а именно когда она становится интерсубъективной, доступной для всех. Такая доступность для понимания должна иметь достаточное основание. В науке этим основанием может служить теоретическое доказательство ис-тинности идеи или ее эмпирическая (опытная) проверяемость. В обычных житейских ситуациях объективность идеи закрепляется в практике ее употребления, фиксируется в лексике языкового материала, что и является достаточным основанием для ее принятия и понимания. Любые способы понимания идей тем не менее связаны с тем свойством, которое называется интерсубъективностью.

С. нельзя представить без понимания. Что мы понимаем в идее? Во-первых, то, что идея, а вместе с ней и С. направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы с их помощью говорить о предметах мысли (причем неважно каких, возможных или реальных, человек может рассуждать о любых вещах). Следовательно, С. всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Не бывает беспредметного С. Представление С. как беспредметного, бессвязно-созерцательного «потока мышления» противоречит сущности С., как феномена, непосредственно связанного с объективным знанием. Именно принцип предметности дает нам возможность использовать слова естественного языка и стоящие за ними идеальные значения для разговора о той действительности, к которой относятся эти слова и которую они представляют, выражают, обозначают. «Поток мышления» относится к индивидуальному миру. Как только о нем кто-то захочет что-либо сказать или объяснить его другому человеку, он вынужден будет воспользоваться обычным языком, его словами и стоящими за ними понятиями, т.е. он перейдет в мир объективного знания и сделает предметом своего рассуждения «беспредметный поток мышления».

Предметность и направленность С. с со-держательной точки зрения вместе составляют такое свойство сознания, которое принято называть интенциональностью. Внутренний мир С. представлен не в виде не связанных друг с другом элементов, являющихся ре-зультатами работы органов чувств, а в виде реальных актов, выражающих человеческую деятельность и отражающих представления, суждения и эмоциональные оценки. В таких актах присутствует направленность на объект сознательной установки, они даны одновременно. Феномен С. нельзя даже представить себе без направленности на мыслимый предмет.

Идея всегда связана с содержательной стороной мыслительной деятельности. С этой точки зрения ее можно рассматривать как совокупность признаков предмета мысли, что составляет, как известно, содержание понятия, или смысл высказывания о квалификации определенной ситуации, или сущность конкретной концепции, теории, гипотезы. Естественно, что не бывает неоформленного содержания. Формой представления идеи являются ее логические формы (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза).

Все, что относится к миру идеального бытия, предстает для нас с определенным «коэффициентом С.». Познавательная деятельность осуществляется не вместо актов С., а вместе с ними. «Коэффициенты С.» сопровождают любые акты С. Если содержание актов С. «заключается в скобки», то за скобками как раз и останутся «коэффициенты С.». Связи «мира идей» с эмпирическим миром могут быть сохранены через систему обозначений индивидуальных предметов и конкретных личностей, выраженных в языке посредством единичных терминов и собственных имен, значением которых выступают индивидуальные сущности. В остальных случаях значение есть идея.

Таким образом, С. можно определить как способ идеального представления действительности в голове человека, которое производится в конкретных логических формах, находит свое выражение в языке, лексические единицы которого закрепляют определенное смысловое содержание, обеспечивая коммуникативную деятельность людей и понимание их друг другом. С. развивается в процессе становления человека как личности в соответствующих условиях общественной жизни. С. формируется с раннего возраста параллельно с усвоением родного языка и воспитанием. Например, все люди в той или иной степени умеют рассуждать, так же как они умеют пользоваться естественным языком. Механизмы, управляющие сознательной деятельностью, закрепляются и фиксируются на уровне бессознательных структур. Но действие этих структур не приводит однозначно к абсолютно правильному мышлению, равно как стихийное пользование правилами естественного языка не обеспечивает литературно грамотного его употребления. Наличие логических ошибок для человека столь же естественно, как естественны ошибки лингвистические. Аналогично этому человек обладает врожденными механизмами С. Они могут быть унаследованными, но реализация («включение») их происходит только в соответствующих условиях, которые и приводят к социализации человека, становлению его как личности.

Литература:

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология //Логос 1995. № 3; 1994. № 5;

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980;

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981;

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998;

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992;

Сартр Ж.-П. Воображение //Логос. 1992. № 3;

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998;

Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного / Бессознательное. Новочеркасск, 1994;

Шпет Г.Г. Сознание и его собственник/Философские этюды. М., 1994.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 526-529.

Понятие: