Смысл истории

СМЫСЛ ИСТОРИИ - понятие, предполагающее выяснение направленности исторического процесса. Философы по-разному понимали С.и. Религиозные философы, например, очень много внимания уделяют его проблематике. Но они рассматривают С.и. через призму религии. Так, Н.А. Бердяев пишет, что «понять смысл истории мира — значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании того зла, с которого началась история, найти место в мировоззрении для каждого страдающего и погибающего. История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если весь хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место» (Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 127).

Н.А. Бердяев выделяет три периода истории. Первый — это период целостного органического пребывания в каком-нибудь стабильном историческом строе. В это время еще не возникает историческое познание, поскольку мысль статична и динамичность объекта исторического познания не воспринимается человеческим умом. Второй период знаменателен тем, что все приходит в движение, начинаются исторические катаклизмы и катастрофы, нарушается ритм целостной жизни, попытки объяснения исторического процесса приводят к противопоставлению объекта и субъекта. Третий период связан с возвращением к историческому, т.е. к проникновению в тайны бытия истории. В это время осмысливается судьба истории, которая рассматривается через судьбу человека, т.к. исторические эпохи связаны с человеком, с его чаяниями и надеждами.

Большое место вопросы С.и. занимают в творчестве К. Ясперса. Анализ смысла исторического процесса, по его мнению, предполагает понимание истории как единого целого, а это в свою очередь требует ответа на вопросы: «Что есть история?» и «В чем заключается ее единство?». История не есть неосознающая себя природа. Поэтому ее нельзя рассматривать как природный процесс. История — это история людей, наделенных сознанием. Они должны хранить и умножать веками сложившиеся традиции, ибо без них нет истории. «Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении жизни исчезнет из нашей жизни. Даже почти бессознательная стабильность образа жизни и мышления, сложившаяся в силу привычки и само собой разумеющейся веры, стабильность, которая повседневно формируется всей совокупно-стью общественных условий и как будто коренится в самых глубинах нашего суще-ствования, начинает колебаться как только меняются общественные условия. Тогда по-вседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. М., 1991. С. 144).

Ясперс считает, что единство есть цель и С.и. Оно возникает вследствие того, что люди в состоянии понимать духовный мир друг друга. «Единство вырастает из смысла, к которому движется история, смысла, кото-рый придает значение тому, что без него было бы в своей разбросанности ничтожным» (Там же. С. 172). Цель же, продолжает Ясперс, может выступать как скрытый смысл.

Прежде всего следует подчеркнуть, что понятие С.и. применимо только к человече-скому обществу. В природе нет никакого смысла, поскольку происходящие в ней про-цессы не осмысливаются самой природой. В обществе же действуют люди, наделенные сознанием. Человек — единственное разумное существо, действия которого носят целерациональный характер. История людей складывается из этих действий. Поэтому вполне естественно, что человек хочет осмыслить свою собственную историю.

Понятия С.и. и смысла жизни тесно связаны между собой. В чем смысл жизни человека? Для чего он живет? Эти вопросы издавна волновали людей. Одни философы, например, проповедовали гедонизм, считая, что главное в жизни — наслаждение. Другие же считали, что главное не наслаждение, не богатство, а знание. Споры философов вылились в вопрос: «Иметь или быть»? Иметь означает обладание определенными предметами, а быть - обогащение своего субъективного мира. Человек живет для того, чтобы не только иметь, но и быть. Человек — единственное существо, которое обладает внутренним (субъективным) миром. Если человек занимается только удовлетворением своих материальных потребностей, все время приобретает какие-то предметы, постоянно накапливает деньги и совершенно игнорирует духовные потребности, то он ведет не человеческий, а растительный образ жизни. Подлинный смысл жизни состоит, во-первых, в том, чтобы постоянно обогащать свой внутренний мир достижениями науки, техники, литературы, искусства и т.д., во-вторых, в том, чтобы самому создавать материальные и духовные ценности, быть полезным людям, соблюдать моральные нормы и принципы.

Исторический процесс — это совокупность всех общественных отношений, в которых человек живет, работает, создает материальные и духовные ценности. Поэтому С.и. предполагает анализ этих отношений под углом зрения их изменения и развития. Проблематика С.и. охватывает деятельность людей, творящих собственную историю и интересующихся направленностью ее развития. Раскрытие С.и. означает раскрытие имманентной логики исторического процесса. Кроме того, понятие С.и. предполагает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость осознания своего места и своей роли в данных обстоятельствах, общность переживания за будущее человечества. Безусловно, при анализе направленности исторического процесса нельзя игнорировать вопросы исторического познания, т.к. этот процесс непрерывен, в нем прошлое и настоящее неразрывно связаны, и адекватное знание о настоящем можно получить лишь при учете опыта прошлых поколений. Таким образом, спектр проблем, охваченных понятием С.и., довольно широк. Главное же при изучении С.и. — это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. И всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением труднейших и сложнейших проблем в ходе развития человеческого общества. Так, в эпоху Возрождения осмысление исторического процесса происходило через призму человека, его места в историческом поле. В Новое время С.и. рассматривается через рациональное объяснение развития социума по восходящей линии. В современную эпоху анализ С.и. связан с изучением планетарного мышления, с универсализацией ценностей, с решением глобальных проблем современности.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 518-519.