Смерть (Кузнецов)
СМЕРТЬ — прекращение жизни живого существа. В философском плане осознание факта С. представляет собой одну из важнейших отправных точек развития самосознания, осмысления человеком своей индивидуальности. Именно осознание конечности бытия заставляет человека ценить каждый момент времени своего существования, распределять время жизни в связи с теми жизненными задачами, которые он собирается реализовать. Характер жизненных задач определяет как нравственные обязательства человека по отношению к другим, так и его требовательность к самому себе.
Безграничное в своих замыслах сознание человека сталкивается с фактом С. как с основным препятствием на пути реализации своих планов. Поэтому С. с самого начала человеческой культуры воспринималась как явление несправедливое. Это отражается уже в первых мифах. В них С. человека обычно связывается с так называемой искаженной вестью. Согласно этому представлению то или иное животное неправильно передало волю лунного божества, в результате чего бессмертие досталось не человеку, а змее. Образ змеи в связи с тем, что она меняет кожу, воспринимался как образ циклического возрождения к жизни.
В дальнейшем, вместе с развитием цивилизации образ С. стал связываться с представлением о вине самого человека. Первоначально такая вина приписывалась женщине (С. возникла оттого, что женщина разбила магический горшок, не захотела менять свою кожу, т.к. ее собственные дети не узнавали ее в новом обличии, и т.д.). Эти представления вместе с задачей объяснения факта С. выполняли также идеологические функции закрепощения женщины в условиях развития патриархата. Они сохранились и в более поздних религиозных верованиях. В частности, в Библии именно Ева первая поддается искушению дьявола и предлагает Адаму нарушить запрет, вкусив запретный плод.
Признание ответственности человека за факт его собственной С. формирует задачи преодоления С. путем связывания себя с нравственными обязательствами перед другими людьми и упорядочивания собственного образа жизни. Данные идеи имеют широкое распространение не только в разных религиях, но и в философских концепциях. Так, Платон полагал, что бессмертные души попадают в плен земного существования из- за того, что слишком толпятся, пытаясь заглянуть в высший занебесный свод. В результате они тяжелеют, ломают крылья и опускаются на землю, соединяясь с телами.
Для освобождения от земного плена необходимо выполнять нравственные обязательства перед другими людьми, а также всемерно ограничивать чувственные удовольствия, чтобы душа не чувствовала связи с бренным телом и не тосковала о нем после С. В римских мифологических представлениях человек обретает бессмертие в результате того, что совершает доблестные дела для отчизны и выполняет обязательства перед богами и мертвыми. Если он совершал много доблестных дел, приносил жертвы богам, правильно хоронил мертвых, то он сам превращается в бога, так же как сын, в конце концов, превращается в главу семейства.
Всего в истории философской мысли представлено 7 основных концепций С.: а) продление существования в ином, обедненном по сравнению с реальным, мире (древнеегипетские мифы о С., греческие представления об Аиде); б) продление существование в ином, более совершенном по сравнению с земным, мире (римские представления о превращении доблестных и законопослушных граждан в богов, исламская концепция рая); в) сон как состояние личности после С. до второго пришествия Христа в раннем христианстве; г) соединение со всеобщим, выход в астрал, достижение состояния нирваны (буддистская кармическая концепция, выход к первоначальному хаосу вещей в даосской философии и Чань-Буддизме, успокоение в ложе Авраама в ветхо-заветной концепции личности); д) перевоплощение как переселение души (у орфиков, Пифагора, Платона и в антропософии); е) христианская концепция воскресения во плоти как соединение бессмертной по своим потенциям души с воскресшим, преобразо-ванным (освобожденным от последствий первородного греха) телом; ж) полная потеря бытия (материалистическая концепция, рассматривающая С. как полное уничтожение).
Религиозные концепции, особенно христианская концепция воскресения, позволяют человеку преодолеть страх С. В этом смысле они обеспечивают его благоприятное нравственно-психологическое самочувствие. Однако эти концепции основаны на вере и не могут быть подтверждены фактически.
В материалистических концепциях возникают сложные вопросы определения смысла жизни, неизбежно сталкивающейся с фактом прекращения существования.
В нравственном плане эти вопросы могут быть разрешены через идею самореализации в общественных делах и сохранения о себе благоприятной памяти. Желание раскрыться перед потомками, представить свои нравственные дела на их суд рождает и специфический жанр философской литературы — исповедь. Книги-исповеди писались как религиозными (Августин), так и светскими (Руссо) мыслителями.
Направленность нравственного сознания на преодоление С. была особенно характерна для русской философии. Это выразилось, например, в идеях Вл. Соловьева, который считал, что подлинная любовь может победить С. в том смысле, что вечная жизнь может быть достигнута в жизни обычной семьи, одухотворенной возвышенной любовью; в идеях Н. Федорова, поставившего задачу воскрешения всех мертвых методом духовной концентрации личности, направленной на воскрешение образа своих умерших родственников, в работах И.И. Мечникова, исследовавшего условия продления жизни естественнонаучным путем.
Н. Бердяев сформулировал основной принцип этики именно в связи с идеей преодоления С. «Поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему и ко всем утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть». В то же время сама физиологическая С. рассматривается Бердяевым как момент очищения, как выход из времени, в котором невозможно вечное существование.
Стремление к преодолению С. понятно с точки зрения логики здравого смысла. Однако в философском плане идея бессмертия предстает как несовместимая с идеей индивидуальности. Ведь индивидуальность как раз есть нечто совершенное, существующее во времени.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 516-517.