Христианство (Кириленко, Шевцов, 2010)

ХРИСТИАНСТВО (от греч. Christos — помазанник, мессия, искупитель) — одна из основных мировых религий, представляет собой наиболее полное и последовательное воплощение теизма — учения о едином, личностном Боге, существующем вне мира, Боге — творце и «хранителе» мира. X. основывается на догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога, единого в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. В центре X. — вера в Иисуса Христа как Сына Бога, соединившего в Себе совершенного человека с полнотой Божественного Бытия. В гармонии телесного (материального) и духовного (идеального) начал в Иисусе свидетельствовалось и осуществлялось первоначальное единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения человека («первородный грех») и восстановлено искупительной жертвой «единородного Сына Божия»: страданием, крестной мукой, смертью около 33 г. нашей эры и воскресением Иисуса.

X. наследует от иудаизма идею единого Бога, сотворившего мир в свободном акте воли (см. Откровение). Личностное понимание Бога, свойственное библейской традиции, выражено в догматах триединства и боговоплощения (см. Догмат). Учение о Троице, выработанное в тринитарных спорах и полемике с арианством (см. Арий), принимается большинством христианских церквей. К концу IV в. был зафиксирован весь свод Священного Писания — собрание «богодухновенных» книг ветхозаветного и новозаветного канона. В пространстве культуры впервые стали четко различимы две сферы — веры и разума как духовные горизонты христианского мышления.

Учение Христа выходит за пределы этики героизма, свободы от страха и надежды античного человека-олимпийца. Нравственная максима «несения своего креста» ориентировала каждого на принятие страдания в этом мире от неправой власти «князя мира сего», сатаны и на страдания внутренние, переживания, свойственные обостренному самосознанию.

Религиозно-нравственная и философская сущность X. была ясно выражена в посланиях апостола Павла, заложившего основы новой, не известной античности антропологии: человек сотворен по «образу Бога» и получил задание быть «подобием Его». В этом мире человек стремится к своим божественным возможностям, «вверх», но, живя на земле, он неизбежно поддается земным соблазнам, «искусу», и падает «вниз». Так возникает своеобразное раздвоение личности, которое отсутствовало в античности; раздвоение между бездной благодати и бездной погибели, между материальным и идеальным, чувственно-эмоциональным и интуитивно-интеллектуальным, конечным и бесконечным, в конце концов — между жизнью и смертью, «ибо не понимаю, — говорит ап. Павел, — что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Задача человека в силу его причастности к Богу — не просто жить «здесь и теперь», но постоянно преображать себя.

Христианская мысль отличается от античной своей нравственно-мировоззренческой парадигмой. X. основано на принципах теоцентризма (Бог — источник и причина всего), креационизма (мир создан Богом из ничего), провиденциализма (Бог попечительствует миру), антропоцентризма (человек — господин и повелитель всего, что создано Богом для него). Идеал греческой мысли — созерцательный разум, отсутствие страстей. Философ — бесстрастный наблюдатель мировой драмы. Христианское мироощущение насыщено эмоциями, в Писании сказано: «Горе тому, кто не горяч, не холоден, но тёпел». Для христианского сознания циклическое время древних выпрямляется, превращается в прямую линию, «стрелу», устремленную в будущее. Новая концепция времени наполняет жизнь смыслом, насыщает разум эмоциями. Жизнь приобретает смысл, в ней появляется цель, начало и конец. Начало — сотворение мира, за-тем — пришествие Христа. Конец — это второе пришествие. Страшный Суд, спасение, жизнь вечная. С этой концепцией связано чуждое другим религиям понятие таинства как особого культового действия, вводящего Божественное в человеческую жизнь, (см. Исповедь).

В IV в. между западным и восточным X. начинается раскол, который официально оформился в 1054 г. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм) определяют свою догматику. В XVI в. широкое антикатолическое движение в Европе — Реформация — приводит к появлению третьего направления в X. — протестантизма, который выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный авторитет Библии, священство всех верующих.

Современными философскими версиями католицизма и протестантизма являются соответственно неотомизм и диалектическая теология. Социально-политические аспекты человеческого бытия рассматриваются в современной христианской философии персонализма. Православие придерживается традиций святоотеческого богословия. Православие стимулировало появление в начале XX в. ряда продуктивных философско-религиозных идей в рамках так называемого «нового религиозного сознания».

Конфликтное сосуществование различных церквей определяется во многом претензией каждой церкви на этический универсализм, на создание этической системы, должной стать нормативной для всех верующих. Поскольку абсолютные этические ценности могут быть созданы только в сфере Абсолютного, считают западные теологи и философы, постольку важнейшей задачей в деле спасения современной культуры является создание очищенной, облагороженной религии. Попытку создания «новой» религии называют «мультирелигиозным постмодернизмом», поскольку процесс этот затрагивает все мировые религии. Постмодернизм опирается на идеи экуменического движения, начатого протестантами в XVII в. в процессе борьбы за объединение христианских конфессий.

См.: Икона, Откровение, Павел апостол, Таинства, Теургия, Экуменизм.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 421.

Понятие: