Сикхизм (Кузнецов, 2007)

СИКХИЗМ — одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). Почти все сикхи — пенджабцы и образуют компактную этноконфессиональную общность. Сосредоточены они в штатах Пенджаб и Хариана, составляют 1,9 % общего числа населения Индии. С. сложился в Индии в XV в., когда там существовали две религии — ислам и индуизм. Основателем С. был гуру Нанак (1469—1539). О его жизни существует множество легенд. Он бродил по стране со своими проповедями, главной темой которых было равенство людей перед богом. Конец жизни гуру провел в Картапуре, где начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался «стол гуру» — общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и расовой принадлежности. Данный ритуал существует до сих пор. В этот же период складывается религиозная доктрина сикхов, во многом заимствованная от индуизма и ислама. Самое главное — монотеизм, глубокая преданность личному богу и общение с ним. Общение с богом происходит посредством внутреннего созерцания. Этот глубоко мистический процесс не требует жрецов. Путь спасения в С. — нам-марг, или самадж-йога - предполагает пять последовательных стадий духовного совершенства. Здесь обязательными являются постоянное размышление о боге, повторение его имени, медитация. Истинное служение богу — это прежде всего служение людям, отсюда активная жизнь и труд на благо людей; наставить на истинный путь может только гуру-наставник. Ученик — сикх должен ему беспрекословно подчиняться. При пятом гуру Арджуне (1581—1606) был составлен священный сикхский канон «Ади Грантх». При десятом гуру Гобинде Сингхе (1675— 1708) произошла реорганизация: был упразднен пост гуру, уничтожена система масандов (те, кто проповедовал учение гуру и собирал пожертвования), создана хальса — воинственная, готовая к самопожертвованию сикхская община. Тогда же были введены атрибуты С., именуемые «пять к», имея которые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. «Пять к», обязательные для сикхов хальсы, следующие: кеш — длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженые и не бритые; кангха — гребень в волосах, который помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; карастальной (железный) браслет на правом запястье: качх — штаны особого покроя; кирпан — меч. Все члены хальсы — мужчины получают дополнение к имени (нечто вроде единой фамилии) — Сингх («лев») в знак равенства независимо от касты. «Ади Грантх» стала вечным гуру сикхов. На пост гуру не должен претендовать никто. Это положение послужило причиной раскола и образования сект в С. (удаси, беди и др.). Удаси - аскетическая секта, основанная старшим сыном гуру Нанака Шри Чандом (1494—1529). Удаси особо почитают первых гуру и не признают установлений десятого гуру Гобинда Сингха. По обычаям они мало отличаются от индуизма. Сейчас удаси имеют мало соприкосновений с хальсой. У них собственные молитвенные дома, школы и т.д. В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое долго сопротивлялось английским колонизаторам. В результате борьбы были созданы «Сингх сабхи» и другие организации, отстаивающие чистоту сикхской веры. В 1920 г. делами сикхской общины управляет Комитет по управлению гурдварами. Гурдвара (букв.: Врата Гуру) — сикхский храм, центр религиозной и социальной жизни сикхской общины. Самая главная гурдвара находится в г. Амрисаре - это так называемый Золотой Храм. Его заложили в XVI в. в центре священного пруда. В Золотом Храме хранится с 1604 г. оригинал «Ади Грантх», составленный гуру Арджуном. В сокровищнице храма хранятся оружие сикхских гуру, ритуальные предметы, используемые в праздничных богослужениях. Сикхи считают гардвары «оплотом С.» и источником их силы. В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии религия сикхов играет заметную роль. В С. существуют обряды жизненного цикла. Прежде всего — наречение имени. Главный момент этого обряда состоит в том, что священная книга «Ади Грантх» раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что имя должно начинаться с этой буквы. Второй обряд — посвящение в хальсу — «пахул». Для церемонии приготовляется амрита — особый ритуальный напиток. Произносятся клятвы, посвящаемый пьет амриту из общего сосуда в знак того, что все посвящаемые стали братьями. Посвящение означает, что все обязанности сикха должны отныне соблюдаться неукоснительно. Третий обряд — бракосочетание, «ананд карадж». В отличие от аналогичного обряда индуизма здесь нет обязательного приданого, а также запрета на замужество вдов. Похоронный обряд схож с индуистским. С. проводит кремацию умерших, запрещает совершать поминальные жертвоприно-шения. Хотя сикхи считают, что спасение может получить каждый.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 492-493.

Понятие: