Перфекционизм (Кузнецов)

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (от лат. perfectio - совершенство) — совокупность этических и моральных учений, в основе которых лежит представление, что в достижении некого идеала посредством личного совершенствования состоит конечная цель человека, а под добрым и должным понимается все то, что этому способствует. В истории этико-философской и религиозной мысли П. развивается в противопоставлении гедонистическим теориям — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. Таково учение Аристотеля о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная и деятельная личность, соблюдающая надлежащую меру во всем и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни. Из аристотелевского учения следует, что перфекционистское мышление содержит в себе два пласта представлений — о совершенстве как идеале и совершенствовании как процессе достижения идеала. Это различение впоследствии было закреплено Г. Сиджвиком в методологически принципиальном разведении понятий «perfection» как «совершенство» в собственном смысле слова и «excellence» («превосходство») как мера восхождения к совершенству.

Другое рассуждение о совершенстве развивал И. Кант. Принципиально отрицая совершенствование в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга. Быть совершенным, по Канту, — значит быть нравственным, а совершенствоваться — развиваться в качестве нравственного субъекта. Этот кантовский акцент особенно важен, поскольку, как свидетельствует моральный и философский опыт, этическая доминанта на совершенстве может вести к тому, что личное совершенствование воспринимается индивидом как приоритет и довлеет над остальными его нравственными задачами. Это очевидно на примере рассуждения о совершенстве как самодостаточности, которое наиболее последовательно было развито в стоицизме и буддизме, хотя его элементы в той или иной форме встречаются в различных этических доктринах. Согласно стоическому П., совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе — в апатии. Этот идеал отрешенности от мира достигается посредством специальных моральных упражнений — аскезы.

Христианский П. представляет собой разновидность сотериологических учений. Со-вершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, в этой части учения христианство довольно близко буддизму. Однако в отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия и действительно совершенствуется только в милосердии. Согласно христианскому П., каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога, или абсолюта, которые B.C. Соловьев обобщил до безусловного начала нравственности. В контексте религиозно-философской мысли обращение человека к совершенству имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ Абсолютного — Бога.

Индивидуальная перфекционистская практика не обусловлена воспитанием, харак-тером или благоприятными обстоятельствами; она выстраивается усилиями, нацеленными на самоизменение. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т.е. о собственном несовершенстве. В виде парадокса это положение было сформулировано Августином: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». Отсюда следует важный вывод о пути к совершенству: личность отвергает наличное в себе ради желанного и требуемого возвышенного. В религиозной мысли этот процесс отражен в представлении о преодолении плоти, умирании во плоти и обожении. В идее личного совершенствования раскрывается диалектика мироотвержения и миро-утверж- дения, на которую указал А. Швейцер. Миро-утверждение возможно лишь в независимости от мира, как утверждение совершенства в мире. Нравственное возвышение опосредствовано отрешением от мира как мира страстного, вещного, искушающего. Миро-отвержение неоднозначно. В этическом плане оно может быть интерпретировано как отречение от сущего, а совершенствование — как утверждение должного. С точки зрения П. соотношение должного и сущего предстает как практическая нравственная задача: преодолевая сущее, утверждать должное.

Литература:

Аристотель. Никомахова эти-ка, 1109а 20-30, 1179 b5-15/Соч. В4-хт.Т.4. М„ 1984;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1988;

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981; 1992;

Hurka Th. Perfectionism. N.Y., 1993.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 416-417.

Tags: